Опять, по всем прогнозам, нас ожидает непростое лето. Сдвиг климата — почти все календарные времена года опаздывают на месяц — меняет и сознание людей. Лето зимой, резкое похолодание летом, тайфуны, снежные аномалии и прочие природные катастрофы — круглый год. Как выясняется, эти погодные явления для человеческой психики бесследно не проходят.
Ученые Института развития окружающей среды университета Tufts (США) и Института психологии РАН на основе наблюдений за больными пришли к заключению о том, что люди подвергаются новому виду психического расстройства — погодофобии, или боязни прогнозов погоды.
Страх перед резкими климатическими колебаниями, оказывается, провоцирует не только гипертонические кризы, нервные расстройства, обостряет течение большинства хронических заболеваний, но и расстраивает даже вполне уравновешенную психику.
К такому заключению параллельно пришли как российские, так и американские ученые. Они обследовали 150 больных, которые жаловались на то, что «работают термометрами» — за сутки-трое до смены погоды у них начинают обостряться хронические заболевания, болит голова, начинаются одышка, учащенное сердцебиение, тошнота и даже чувство беспомощности, иногда переходящее в легкую панику.
«На первый взгляд, ничего особенного в чутье на погоду нет, — говорит Зураб Кекелидзе, и. о. директора Научного центра социальной и судебной психиатрии имени В. П. Сербского. — Мы в принципе зависим от природы, а значит, и от климатических условий. Но когда погода меняется резко и часто, а зависимость сопровождается страхом, кого-то бросает в пот, кто-то не может ни спать, ни есть, — это уже признаки фобии. Массовой ее назвать нельзя, но отдельные проявления уже есть».
В США ими заинтересовалась группа психологов под руководством Джона Вестфельда из Университета Айовы. Обследовав 139 больных, они выявили почти у всех из них те или иные признаки погодофобии. Когда же американские психологи обследовали 100 здоровых людей, то выяснилось, что у 49 из них, как они сами говорили, «от случая к случаю», тоже появлялась тревога перед прогнозами погоды, гораздо реже — страх.
А когда российские психиатры начали выяснять причины тревог и страха перед погодой у здоровых людей, они столкнулись с неожиданным совпадением. Здоровые и больные боятся одного и того же — «сосать под ложечкой» начинает не столько от реальной смены погоды, сколько от широко распространенных прогнозов погоды в СМИ и метеосводок в аэропортах, на вокзалах, улицах городов и на разных предприятиях.
«Сегодня в России от 30 до 45% населения в разной степени испытывают страх перед изменениями погоды, — говорит Александр Морозов, научный сотрудник Института психологии РАН. — Как правило, это лица пожилого возраста и метеозависимые люди, составляющие до 35% погодофобов. Для них магнитные бури, изменения атмосферного давления или просто резкая смена погоды — это столь же резкое возрастание риска сердечно-сосудистых заболеваний. Но погодобоязнь свойственна не только им. В последнее время наметилась тенденция к росту этой фобии и у вполне здоровых россиян.
Как выяснили российские ученые, группу риска среди здоровых людей составляют в основном женщины среднего или старшего возраста с чувствительной психикой и просто впечатлительные люди. И те и другие «подсаживаются» на метеосводки примерно так, как в начале и середине 90-х годов страна сидела «на игле» информационно-новостных сообщений. Сегодня ситуация, по мнению психологов и психиатров, осложняется тем, что прогнозы преподносятся в той же сенсационной манере, что и новости 90-х годов. Как депрессивные новости взвинчивали сознание людей, так и последствия грядущих погодных явлений «накручиваются».
Синоптики-новостники, не раз пойманные за руку в несовпадении прогнозов с реальностью, теперь стараются недостающую точность прогноза стушевать-то нагнетанием «штормового предупреждения», то легкой «желтизной» подачи информации или длинными ногами ведущей с модельной внешностью. Причина такого подхода, как считают в Институте психологии РАН, — не предсказанные в свое время разрушительные ураганы 1998 года в Москве и Владивостоке; 1999, 2000, 2007 годов — в Сочи и почти на половине Черноморского побережья, в 2009 и 2010 годах — в Новороссийске и опять на большей части черноморских курортов. В итоге только в Москве в 2011 году превентивное «штормовое предупреждение» объявлялось едва ли каждую неделю, как летом, так и зимой уже 2012 года, что изматывает нервы даже тем людям, кто уверен, что они у них железобетонные.
Подобного рода прогнозы и «предупреждения», которые в лучшем случае оправдываются через раз, многих раздражают и пугают, поскольку они делаются от лица высоких государственных институтов, что усиливает тревожность. Люди начинают вспоминать кадры из репортажей про ураганы в Таиланде, США, наводнения в Европе. И проецируют эти бедствия на свое будущее, считая себя едва ли не главными пострадавшими.
Как признают ученые, тревожные и катастрофические прогнозы погоды достаточно сильно воздействуют на сознание людей и способны его «прессовать». Такие люди начинают ждать новых потрясений, лихорадочно следят за прогнозами погоды, и, как следствие, часть из них обкладывается лекарствами. В этих случаях врачи советуют лечиться чувством юмора: просто надо обратить внимание на то, что, как правило, прогноз или не подтверждается, или преувеличивается, или сильно не совпадает с заключениями предсказателей. Тем не менее ученые как России, так и США полагают, что пришло время пересмотреть сложившиеся подходы к сообщениям о погоде и штормовых предупреждениях, сделав их более уравновешенными. Май-2012
В Москве и Подмосковье май прогнозируется теплее обычного.
В первой декаде будет преобладать сухая погода, возможны колебания температуры днем от 14–16 до 23–25 градусов тепла, по ночам вероятны слабые заморозки, не исключены грозы. Затем станет прохладнее, пройдут дожди. Самой теплой (до 25 градусов тепла) обещает стать середина месяца.
Прохладная (днем до 10- 12 градусов тепла) погода вернется в третьей десятидневке, ночью вероятны заморозки.
Завершится последний весенний месяц потеплением (днем до 18- 20 градусов тепла), не исключены грозовые дожди. Май леса наряжает, лето в гости ожидает
По данным Гидрометцентра России, средняя температура в мае в Москве составляет +11,7°С.
Осадки
Минимальные. 1940 год — 1,8 мм. Максимальные. 1933 год -131,7 мм.
Среднее количество — 51 мм.
В среднем в мае в Москве бывает три-четыре грозы. Максимальное количество гроз может достигать восьми. Продолжительность гроз составляет около одного часа, наибольшая продолжительность гроз наблюдается в период с 18.00 до 24.00.
18 мая 1976 года в Москве прошел сильный ливень, принесший более 60% месячной нормы осадков. Тогда за сутки выпало 34,3 мм осадков. Температура
Минимальная. 1 мая 1902 года: -6°С. Максимальная. 29 мая 2010 года: +38,2°C.
Давление
Минимальное. 29 мая 2001 года — 961,3 гПа. Максимальное. 7 мая 1993 года -1019,1 гПа.
Народные приметы
Пауков видно мало — к переменной погоде, много — ожидай хорошей погоды.
Если у молодого месяца рога тупые, то будет дождь, а если заостренные — то засуха.
Ночь тихая, с 8–9 часов появляется ветер, усиливается к полудню и затихает после 16 часов — это предвещает на ближайшие дни хорошую погоду.
Из березы течет много сока весной — к дождливому лету.
Если береза распускает листья раньше ольхи, лето будет сухое, если же сначала ольха — лето будет дождливое.
Дуб раньше ясеня лист распустит — к сухому лету.
Птицы вьют гнезда на солнечной стороне — к холодному лету.
Если весной летит много паутины — лето будет жаркое. Между тем
В Германии ученые Гейдельбергского университета и Медицинского центра университета Аахен, изучив статистику заболеваний метеозависимых людей, рекомендуют сообщения о погоде убрать из сводки телевизионных новостей. Их довод — часто новостной ряд «сопряжен с тревожными ожиданиями, что выстраивает неверный ассоциативный ряд для тех, кто ожидает прогноза погоды».
http://www.trud.ru/article/27-04-2012/275588_zaljet_ili_zasushit.html
|