Смещение таежных лесов в Западной Сибири в сторону Северного полюса зафиксировано учеными Тюменского госуниверситета (ТюмГУ) совместно с финскими коллегами, сообщил ТАСС участник проекта Виктор Геннадиник. Подобные изменения также зафиксированы учеными Института экологии растений и животных Уральского отделения РАН (ИЭРиЖ УрО РАН).
"Потепление климата на планете, вызванное, на наш взгляд, в первую очередь, не человеком, а увеличением, наверняка временным, теплового потока с Солнца, сильнее всего заметно в полярных областях планеты. Пока мы наблюдаем устойчивый рост температур на Севере Евразии, и соответствующее широтное смещение ландшафтов в сторону Северного полюса на 100-150 км за последние 40 лет - тайга поднимается в высокие широты, где раньше была тундра", - сказал Геннадиник.
Он отметил, что совместный с Университетом Хельсинки и Финским метеорологическим институтом проект поддержан Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ). Результатом проекта станет описание системы взаимодействий между атмосферой, мерзлотой и растительностью, лежащих в основе замены приполярных экосистем более продуктивными.
"На ландшафты Севера непосредственно влияют два физических объекта, определяющих микроклимат - планетарный пограничный слой (ППС) атмосферы и мерзлота. И тот и другой выполняют роли экранов, регулирующих потоки вещества и энергии. Финские коллеги занимаются изменениями ППС, а наш Университет изучает изменения мерзлоты и результат потепления - состояние природных экосистем", - сказал собеседник агентства.
Ель заменяет лиственницу и вытесняет голубику
Как отметил в беседе с корреспондентом ТАСС ведущий научный сотрудник лаборатории дендрохронологии ИЭРиЖ УрО РАН, доктор биологических наук Рашит Хантемиров площадь тундры в горах последнее время значительно сокращается за счет наступления лесов. При этом на равнинах активного движения на север у деревьев, в отличие от кустарников, ученые не фиксируют.
"Растения не успевают за движением климата, они очень медленно двигаются: на 1 м в год примерно. На равнине продвижения сильного нет, но увеличивается густота древостоев. А если сто лет назад хотя бы одна ель росла среди лиственниц, то сейчас там ельник", - сказал он, отметив что ели заменяют привычную для Арктики лиственницу.
В связи с потеплением в арктический зоне формируется благоприятный климат не только для деревьев, в том числе и лиственницы, популяция которой растет, но и для вредителей. "Потенциальная угроза в том, что деревья движутся медленно, а вредители - быстро. Почему лиственница процветает на Ямале, а на юге ее нет? Потому что насекомые-вредители не дают ей размножаться. Вполне возможно, что северная граница этих вредителей сместится на север", - сказал собеседник агентства, отметив, что вредители не способны пережить арктических зим. Собеседник агентства отметил, что происходящие в Арктике процессы уникальны для последних 7 тыс. лет.
Научный сотрудник лаборатории дендрохронологии ИЭРиЖ УрО РАН, кандидат сельскохозяйственных наук Андрей Григорьев отметил, что ель активно продвигается в горную тундру, тем самым, вытесняя кустарниковую растительность и травянистые виды, например, голубику. Особенно это заметно в горах Южного Урала. "Наши ученые проводили исследования на вершинах гор Урала, Европы и Западной Сибири, в местах, где отсутствуют деревья. По их данным получается, что в тундровые сообщества начинают внедрятся лесные и лесолуговые виды травянистых растений", - сказал он.
Трансформация экосистем
Совместно с коллегами из Франции, Норвегии Институт экологии растений и животных УрО РАН ведет совместные проекты, в частности по изучению влияния климата на наземных позвоночных в Арктике. Для наблюдения в полях установлены фотокамеры и регистраторы.
В последние годы ученые зафиксировали сокращение численности мелких грызунов - леммингов. "В прошлом веке наблюдались и пики, и спады численности. Вот эти пики пропали, что мы связываем как раз с тем, что потеплело", - сказал ТАСС старший научный сотрудник лаборатории экологии птиц и наземных беспозвоночных ИЭРиЖ УрО РАН, кандидат биологических наук Василий Соколов. Это вызвало изменение в поведении хищников, питавшихся леммингами.
В частности, особенность заметили в поведении зимняков - птицы семейства ястребиных, который начал селиться рядом с другим хищником - соколом сапсаном. Связано это с тем, что сапсан защищает от хищников не только свою территорию, но и грызунов, которые на ней живут. "Этих грызунов в свою очередь любит зимняк, который селится внутри такой территории, и тем самым увеличивает свой успех размножения", - отметил Соколов.
С сокращением популяции леммингов возможно сокращение популяций других птиц. "Например, когда много леммингов, все хищники едят только их, поэтому есть возможность гнездиться другим тундровым видам птиц: уткам, куликам и воробьиным птицам. Они спокойно выводили птенцов, не опасаясь, что их гнездо разорят. А в годы, когда леммингов было мало, практически все кладки и яйца, и птенцов съедали хищники: песцы, ласки, поморники и другие", - добавил собеседник агентства. Некоторые птицы, например, гуси, стали селиться ближе к хищным, которые защищают свою территорию от других угроз.
Новые угрозы
Вместе с этим ученые стали фиксировать новые виды животных, которые "обосновываются" в Арктике. Одним из таких видов стала ворона, гнезда которой стали находить все дальше к северу. "Зависит это от кормовой обстановки, и каждый год она разная. Например, если падеж оленей большой, большее число хищников и падальщиков проникает в тундру, размножается. Есть такое правило, что если какой-то вид загнездился, появился в одном месте, то потом он обычно размножается в этом районе ежегодно", - отметил Соколов.
Ранее директор стационара Арктического научно-исследовательского стационара Уральского отделения РАН (УрО РАН) Виктор Штро сообщал ТАСС, что в тундре обнаружены гнездовья ворон. По его словам, это может негативно сказаться на тундровой фауне, потому что вороны разоряют гнезда других птиц. Их в регион могло привести потепление и антропогенный фактор, то есть последствия деятельности человека.
https://nauka.tass.ru/nauka/7652797
|