Команда исследователей из Колумбийского университета и Университета Уильяма Петерсона проанализировала 100 наиболее популярных роликов о коронавирусе, размещенных на YouTube в январе этого года. Выяснилось, что популярный видеоконтент малополезен для борьбы с вирусом, зато отлично пробуждает у пользователей страх и неуверенность.
Подвергшиеся исследованию ролики в январе набрали в сумме более 125 миллионов просмотров, а уже после завершения исследования, к началу марта, эти цифра увеличилась еще на треть. Видео в основном базировались на новостных сюжетах, но был также контент от самих пользователей и профессиональных медиков.
Основные рациональные рекомендации о том, как сдержать пандемию, упоминала менее чем треть роликов. Самым распространенным полезным советом был совет избегать контактов — он встречался в 31 видео, которые набрали в сумме 41 миллион просмотров. Далее по популярности шли рекомендации оставаться дома, мыть руки и дезинфицировать поверхности. Про маски речь шла только только в двух роликах, которые посмотрели чуть более миллиона человек.
Зато про смерть и возможное количество жертв вируса рассказывали 84 ролика, а 79 прямо внушали зрителям страх и неуверенность, и эти видео посмотрели уже более 100 миллионов пользователей. Из всего этого исследователи делают вывод, что YouTube вполне мог бы сыграть полезную роль в сдерживании эпидемии, но этого не случилось. Вместо полезных рекомендаций видеохостинг распространял контент, вызывающий в конечном итоге «социально безответственное поведение» — паническую скупку продуктов и лекарств или же безосновательные визиты к врачу и вызовы скорой помощи.