Для проведения эксперимента использовалось VR-приложение под названием Ocean Rift. Эта программа, представляющая собой яркий подводный мир с его обитателями, включая дельфинов, акул, черепах, китов, была выбрана в качестве релаксационной среды.
Преимущество программы – доступность: для взаимодействия с виртуальным пространством достаточно иметь смартфон, мобильные очки виртуальной реальности, контроллер и наушники. Это позволяет наблюдателю передвигаться по виртуальному морскому дну, слышать шум моря, поворачиваться на 360 градусов и вращать головой. Переменные, которые были включены в эксперимент, включали параметры работы участников с релаксационной VR-программой.
При анализе ответов участников с низким и умеренным уровнем тревожности не было обнаружено статистически значимых различий до и после воздействия VR-среды. Участники исследования отметили, что не ощутили релаксирующего воздействия от виртуального путешествия. Они признали, что испытали положительные эмоции, но VR в их случае скорее являлась развлечением, а не способом снятия напряжения. Таким образом, VR-среда практически не оказывает релаксационного воздействия на людей с низким или умеренным уровнем тревожности. Важно отметить, что в исследовании не использовались VR-технологии высшего порядка, такие как шлемы VR.
В эксперименте приняли участие 120 человек в возрасте от 18 до 54 лет, которых разделили на три группы в зависимости от уровня тревожности: низкий, умеренный и повышенный.
Для участников с повышенной тревожностью использование VR-среды оказалось эффективным методом снятия напряжения, уменьшения ситуативной и общей тревоги, а также улучшения положительных эмоций. Испытуемые отметили, что после взаимодействия с виртуальным миром они чувствовали себя спокойнее, радостнее и свободными от внезапной угрозы.
Оценка участников по методике А. Бека также подтвердила положительную динамику после использования VR-среды. «Сильно тревожные участники исследования после взаимодействия с VR чувствовали приятное ощущение тепла в теле, смогли отдохнуть, не испытывали страха, понизился уровень беспокойства и нервозности, а также повысилось ощущение внутреннего удовлетворения и улучшилась координация рук, – рассказывает руководитель проекта Мария Маринова. – Отрицательным фактором выступило то, что испытуемые ощущали легкое головокружение после VR-очков». Исследование перспективно для выявления лучшего способа устранения симптомов тревожности с помощью IT и VR-технологий.
https://naked-science.ru/article/column/virtualnaya-realnost-pomogla-izbavitsya
|