Глава НИЦЭМ имени Гамалеи Александр Гинцбург дал интервью изданию «Газета.ру», в котором сообщил достаточно неприятные подробности о ситуации с коронавирусом в России. По его словам, нынешняя версия вакцины «Спутник-V» не защищает от штамма XBB-1.5, доминирующего в России с июля 2022 года, — «просто совсем».
Судя по всему, речь идет о защите от заражения, так как от смерти и тяжелого течения она все еще возможна. Однако и нулевая защита от заражения — ситуация достаточно сомнительная. Особенно в свете того, что еще весной НИЦЭМ имени Гамалеи разработал новый вариант «Спутника» от штамма XBB-1.5 и близких к нему. «Мы своих сотрудников провакцинировали и даже в некотором плане чувствуем себя неудобно, — сами защитились, а страну не защитили», — сказал Гинцбург.
Несмотря на то что обновленная версия препарата была готова много месяцев назад, в гражданском обороте ее нет и в ближайшие много месяцев не будет. Появиться там, в силу действующего законодательства, она может только в марте 2024 года — то есть, по словам все того же главы НИЦЭМ имени Гамалеи, «есть вероятность, что эта вакцина в марте уже будет не очень актуальна или совсем неактуальна, но мы же должны следовать закону».
Впрочем, отдельно отметим, что дело не только в законе. Хотя разработчики «Спутника» пытались вывести свой препарат на клинические испытания с весны 2023 года, Минздрав не спешил с этим вопросом. Деньги на клинические тесты (весьма небольшие, поскольку они для малого числа участников) ведомство выделило только осенью этого года. В итоге они закончатся лишь 10 декабря 2023 года. Но и тогда пустить обновленную вакцину в оборот будет нельзя.
«Мы должны действовать согласно 61-му Федеральному закону. А это значит, что 11 декабря мы начнем нарабатывать серии, а потом их проверять, тем самым отодвигая срок ввода в гражданский оборот новой вакцины еще на 2,5 месяца. То есть в гражданский оборот новый „Спутник“ поступит в марте», — объяснил Гинцбург.
Поэтому главным уроком пандемии он назвал необходимость поменять законы в области вакцин. По словам ученого, «абсолютно точно мы не можем отставать на год от постоянно эволюционирующего вируса». Однако при действующем законодательстве постоянное отставание практически неизбежно.
Отдельно Гинцбург подчеркнул, что хотя назальная форма вакцинирования и эффективнее, чем инъекционная, но на сегодня, в силу действующих в стране норм и правил, нет санкции на назальное введение и для будущей обновленной вакцины. Назальный препарат, в отличие от инъекционного, создает «стерилизующий» иммунитет, резко снижающий вероятность заражения. Ранее назально вакцинировался президент России — но, как выяснилось, для граждан в целом в случае нового «Спутника» этот вариант недоступен.
Россия была одной из первых стран, создавшей вакцину от коронавируса: уже в апреле 2020 года сотрудники НИЦЭМ имени Н. Ф. Гамалеи привились своим «Спутником». Несмотря на это, из-за недостаточно числа пожелавших вакцинироваться и ревакцинироваться страна стала одним из мировых лидеров коронавирусной смертности. Согласно главе Минздрава, к ней относится вся избыточная смертность в России за время эпидемии, а это примерно 1,3 миллиона случаев. То есть, несмотря на впечатляющие успехи с вакцинами, от Covid-19 умер почти каждый сотый житель России. Сегодня ряд ее регионов по-прежнему показывают избыточную смертность, следовательно, люди там гибнут от коронавируса.
https://naked-science.ru/article/medicine/vaktsinirovatsya-v-rossii
|