Новый учебный год все ближе. Он может принести всплеск заражений, ведь дети и подростки — самая большая категория, не охваченная вакцинацией. Но ситуация может измениться уже в ближайшее время. ТАСС разобрался, как тестируют вакциу для подростков, в каких странах ее уже применяют, какие аргументы приводят ученые и как реагирует общество.
Вернутся ли школы на дистанционное обучение, зависит от того, как скоро мы достигнем коллективного иммунитета. Об этом во время прямой линии в июне сказал президент Владимир Путин. Он также добавил, что помочь может активная прививочная кампания. Но пока цифры далеки от идеальных. А открытые школы и детские сады могут спровоцировать новую волну заражений. В некоторых странах Европы — например, Франции, Дании и Эстонии — власти активно поощряют родителей прививать детей перед учебным годом. В других, как Великобритания, вакцинация пока касается только подростков, которые находятся в зоне риска из-за слабого здоровья. Единого мнения нет — учитывая, что все вакцины пока разрешены в экстренном порядке и испытания продолжаются.
Зачем вакцинировать детей? Для них же вирус почти не опасен?
Действительно, с начала пандемии дети были в группе с наименьшим риском. Если ребенок инфицирован COVID-19, болезнь у него обычно проходит без серьезных симптомов, а случаи госпитализации редки. По данным исследователей из Великобритании, у детей также реже случается "долгий ковид", при котором остаточные симптомы сохраняются месяцами.
Но с приходом третьей волны случаев заражения детей стало больше. Специалисты связывают это с тем, что вариант "Дельта", который сейчас распространился по России, активнее передается от человека к человеку и быстрее размножается в организме. Если в 2020 году дети составляли около 7−8% от общего числа заболевших, то сейчас их доля доходит до четверти. Тяжелых случаев тоже стало в несколько раз больше.
Еще одна опасность этой ситуации в том, что зараженные дети активнее распространяют вирус — и это грозит последствиями уже старшим членам семьи. Еще осенью 2020 года, по данным московского оперштаба, дети в 1,5 раза чаще заражали коронавирусом членов семьи, чем взрослые. А осенью детские сады могут стать дополнительными рассадниками инфекции.
Наконец, предотвратить серьезные исходы с помощью вакцин было бы намного проще, чем лечить уже заболевших детей. Данных об эффективности лекарственной терапии для детей очень мало. Согласно последней версии рекомендаций Минздрава России, ни один препарат не одобрен для детей с COVID-19. А некоторые лекарства, которые уже применяются для взрослых, детям просто не подходят.
Проверяют ли вакцину дополнительно, прежде чем одобрить ее для детей?
Да. Так же, как и для взрослых, организуются клинические испытания для одной или нескольких возрастных групп. Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств", который регулирует правила ввода лекарственных средств в оборот, допускает участие детей в исследованиях лекарственных средств — кроме детей-сирот и тех, кто остался без попечения родителей.
По словам главы Центра имени Гамалеи Александра Гинцбурга, это будет повторение тех же клинических исследований, которые были у взрослых, за исключением того, что концентрации вакцины будут отличаться. Иммунная система детей и подростков работает активнее, чем у взрослых и особенно пожилых. Поэтому те же дозы могут вызвать более сильные побочные реакции. Испытания как раз ставят целью найти баланс между эффективностью и безопасностью доз.
Клинические исследования вакцины "Спутник V" стартовали в июле, на базе Морозовской детской городской больницы и Детской городской клинической больницы имени З.А. Башляевой. В них участвуют 660 подростков в возрасте от 12 до 17 лет. В течение года дети будут под постоянным наблюдением врачей. Затем они должны будут еще несколько раз посетить больницу для сдачи анализов. Подростки ведут дневник самонаблюдения в специальном мобильном приложении, а их самочувствие контролируют по телефону врачи. При этом, если предварительные результаты будут положительными, регистрация вакцины для применения у детей возможна уже осенью.
А как с этим обстоит дело в других странах?
Единственная вакцина, одобренная для применения в Европе и США у подростков от 12 лет, — мРНК-вакцина от компаний Pfizer и BioNTech. Клинические испытания в этой возрастной группе стартовали еще в 2020 году. В них участвовали 2 259 человек. Результаты оказались еще более впечатляющими, чем у взрослых, — никто из привитых детей не заболел. В мае FDA (Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США) разрешило использовать вакцину Pfizer/BioNTech у детей 12−15 лет. Следом ее применение у подростков разрешило и Европейское агентство лекарственных средств (ЕМА).
В начале июня власти Китая разрешили в экстренных целях прививать детей от 3 лет вакциной CoronaVac, разработанной китайской компанией Sinovac. Согласно исследованию, опубликованному в медицинском журнале The Lancet, препарат показал высокую эффективность в ходе испытаний среди детей в возрасте от 3 до 17 лет. В середине июля Китай одобрил экстренное использование инактивированной вакцины китайской фармакологической компании Sinopharm для детей в возрасте от 3 до 17 лет.
В марте 2021 года начались испытания вакцины Pfizer/BioNTech отдельно для трех возрастных групп: от 6 месяцев до 2 лет, от 2 до 5 лет и от 5 до 11 лет. По расчетам разработчиков, с учетом третьей фазы вакцина будет одобрена для детей в начале — середине зимы. Вакцину компании Moderna в дозировках для детей от 0 до 11 лет (KidCOVE) и для подростков от 12 до 17 лет (TeenCOVE) также начали тестировать с марта. Johnson & Johnson планирует начать испытания со старших подростков, а потом протестировать свою однодозную вакцину на более младших детях.
Что говорят специалисты из области здравоохранения?
Еще в начале июня Всемирная организация здравоохранения не рекомендовала прививать детей: "Пока нет достаточных данных об использовании вакцин против COVID-19 у детей, чтобы рекомендовать вакцинировать их против COVID-19. Дети и подростки, как правило, болеют в более легкой форме по сравнению со взрослыми". Однако чуть позже организация изменила решение, уточнив при этом, что дети не входят в число приоритетных групп.
Британский Объединенный комитет по вакцинации и иммунизации 4 августа выпустил заявление, в котором рекомендовал разрешить вакцинацию для всех подростков 16−17 лет, а в группе 12−15 лет прививать только тех, кто наиболее уязвим к инфекции — в частности, имеет ослабленную иммунную систему и хронические болезни. Эксперты сослались на то, что меры по изоляции мешают детям получать нормальное образование, причем больше всего страдают малообеспеченные семьи.
В Германии в начале августа федеральный и региональные министры здравоохранения приняли решение о массовой вакцинации подростков 12−17 лет. Однако это решение раскритиковал глава постоянной комиссии по вакцинации при Институте Роберта Коха (STIKO) Томас Мертенс. "Ход новой волны (пандемии) зависит от вакцинации детей лишь очень незначительно", — заявил он. Ранее комиссия рекомендовала прививать только подростков с сопутствующими заболеваниями и другими факторами риска после консультации врача. С критикой решения министров выступил и Немецкий союз врачей.
В середине июля Центры США по контролю и профилактике заболеваний рекомендовали родителям вакцинировать своих детей в возрасте от 12 лет. Они также объявили программу поэтапного смягчения ограничений для школ. Например, использование масок стало обязательным только для непривитых учеников и учителей.
Российский Минздрав не планирует вводить каких-либо требований по вакцинации детей от коронавируса. Об этом в конце июля заявлял глава министерства Михаил Мурашко. "Никаких обязательных требований по вакцинации детей, тем более по допуску к обучению, мы не планируем", — сказал он в эфире программы "Разберемся в вакцинах вместе", организованной обществом "Знание". Главный внештатный детский специалист по профилактической медицине Минздрава Лейла Намазова-Баранова предложила прививать в приоритетном порядке тех подростков, у которых есть избыточный вес, пороки внутренних органов, нарушения свертываемости крови и другие патологии.
Эксперт также отметила, что, согласно результатам годовой работы Федерального консультативно-реанимационного центра для детей, работающего на базе РНИМУ имени Пирогова, среди умерших от коронавируса детей больше 90% имели тяжелую сопутствующую патологию.
А как на это смотрят родители и те, кто защищает права детей?
Онлайн-опрос, проведенный весной 2021 года Городским университетом Нью-Йорка, показал, что почти половина американцев готовы вакцинировать своего ребенка (при условии, что ему нет 12 лет). Еще 25% сказали, что не будут этого делать, а 26% колебались. Чаще всего положительно отвечали люди с азиатским происхождением, а неуверенность высказывали участники без высшего образования и с доходом ниже 25 тыс. долларов в год.
Управление национальной статистики Великобритании также провело опрос на эту тему и выяснило, что девять из десяти родителей "определенно" или "вероятно" сделали бы прививки своим детям, если бы такая опция была доступна. Только 4% опрошенных с детьми младшего школьного возраста и 3% тех, чьи дети учатся в старших классах, высказались против.
В России, по данным рекрутингового портала SuperJob, привить своего ребенка однозначно готовы лишь 8% опрошенных, еще 23% склоняются к этому решению. Такую позицию они объясняют желанием защитить детей, активно контактирующих с ровесниками и педагогами. 37% твердо против вакцинации детей, еще 32% скорее не готовы. Свою точку зрения они аргументируют в основном недостаточной изученностью вакцины.
Против экстренной вакцинации подростков высказалась уполномоченная при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова. В беседе с журналистами она назвала преждевременными планы начать вакцинацию уже в сентябре, так как пока нет результатов клинических испытаний. "Речь идет о здоровье наших детей, и мы должны, обязаны подходить к этому вопросу максимально серьезно", — подчеркнула Кузнецова.
https://nauka.tass.ru/nauka/12076459
|