Ученые из КНР опубликовали результаты генетического анализа образцов с рынка "Хуанань", где, предположительно, случилась первая вспышка COVID-19, но некоторые выводы заставляют усомниться в корректности проверки. ВОЗ раскритиковала Китай за то, что эти данные не были обнародованы еще три года назад.
Об этом, а также о проблемах с крупным исследованием постковидного синдрома — в еженедельном обзоре зарубежных СМИ. Китайские ученые опубликовали статью с результатами генетического анализа образцов, взятых на рынке "Хуанань" в Ухане после 1 января 2020 года, когда там была выявлена вспышка COVID-19. Они повторили выводы, которые называли ранее. Другие исследователи нашли в работе странности. Об этом пишут Ars Technica и Nature.
Ученые из КНР уже отчитывались об образцах с рынка в феврале 2022 года. Тогда они писали, что коронавирус SARS-CoV-2, по всей видимости, попал туда с инфицированными людьми. Правда, в тот раз они не предоставили сырые данные и не проанализировали ДНК животных. Недавно на эти данные наткнулась французская исследовательница Флоранс Дебарр. Вместе с коллегами ей удалось определить, каких животных держали на рынке и что следов вируса больше всего там, где были подверженные заражению виды, в частности енотовидные собаки. По их мнению, более вероятно, что животные заразили людей, а не наоборот, — и так началась пандемия. Подробнее об этом рассказано в предыдущих обзорах СМИ.
Позже ученые из КНР согласились, что на рынке продавались подверженные заражению животные. Но, на их взгляд, одного этого мало, чтобы судить о событиях тех дней. Теперь их статья вышла в рецензируемом журнале Nature, правда, с предуведомлением о том, что текст не окончательный. В ней они повторили свои выводы, а вдобавок подтвердили, что на рынке были обе линии вируса, A и B. Первое время линия А не попадалась на "Хуанане", из-за этого можно было подумать, что вирус начал распространяться в другом месте.
Исследователей, которые не участвовали в работе, кое-что смутило. В статье говорится, что некоторые образцы содержали ДНК панд, за убийство которых в КНР полагается суровое наказание, грызунов, обитающих в Андах, тюленей из Северной Атлантики и других видов, чье присутствие на рынке крайне маловероятно. Возможно, образцы были загрязнены или генетический анализ проведен неправильно.
По мнению Флоранс Дебарр, дополнительные анализы животной ДНК позволили бы заметить признаки активации иммунной системы, что могло бы говорить об инфекции. Другие опрошенные исследователи считают, что с имеющимися данными не найти новые ответы: чтобы прояснить начало пандемии, нужны подробные сведения о первых больных в Ухане.
Реакция ВОЗ
6 апреля журнал Science опубликовал колонку Марии ван Керкхоув, технического руководителя группы, занимающейся COVID-19, во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). В ней ван Керкхоув призвала немедленно опубликовать все данные, которые касаются SARS-CoV-2.
Главное из статьи:
Если понять, как появился новый коронавирус, то это поможет предотвратить следующую пандемию. Но этот вопрос политизировался так сильно, как нельзя было представить три года назад. Политики — все больше, науки — все меньше. То, что данные с рынка в Ухане обнародованы только сейчас, непростительно. Это следовало сделать еще три года назад. Чем больше проходит времени, тем сложнее ответить на вопрос о начале пандемии.
Результаты генетического анализа не позволяют судить о том, были ли заражены животные на рынке и передали ли они вирус людям. Необходимо отследить цепочки поставок, проверить на антитела работников уханьских рынков и ферм, где разводили животных на продажу.
Сокрытие информации только усиливает политизацию и мешает отбросить гипотезы. Отчет совместной миссии ВОЗ и китайских ученых, опубликованный в марте 2021 года, критиковали за то, что выводы сделаны в отсутствие исходных данных. А данные все еще недоступны.
Научно-консультативная группа по вопросу о происхождении новых патогенов, созванная ВОЗ в 2021-м, опубликует до конца 2023 года концепцию исследований, которые нужны, чтобы установить происхождение возбудителей болезней с эпидемическим и пандемическим потенциалом. Также выйдет новый промежуточный отчет о происхождении SARS-CoV-2.
Мария ван Керкхоув убеждена, что у Китая есть и другие необнародованные данные: о торговле животными, проверках людей и животных в Ухане и по всей стране, уханьских лабораториях, где работают с коронавирусами, самых ранних предполагаемых случаях COVID-19 и проч. В пример она приводит результаты проверок лабораторий, которые не были опубликованы.
ВОЗ по-прежнему призывает Китай и остальные страны поделиться любой информацией, касающейся происхождения SARS-CoV-2. Пора перестать искать виноватых, а вместо этого использовать дипломатические и научные средства.
Нужно ли испробовать физиотерапию для лечения постковидного синдрома и как?
Национальные институты здравоохранения США готовят исследовательскую программу RECOVER, чтобы разобраться, что помогает людям с постковидным синдромом. Среди прочего в ней собираются проверить эффективность физических упражнений. Но пациенты и организации, представляющие их интересы, выступили с возражениями. Об этом пишет Nature.
По одной оценке, только в США живет до 23 млн человек с постковидным синдромом — осложнениями после COVID-19, которые мешают жить привычной жизнью, иногда — до потери трудоспособности. Терапии с доказанной эффективностью по-прежнему нет. Чтобы ускорить исследования в этой области, и задумана программа RECOVER. Она рассчитана на четыре года, в ней поучаствуют 15 тыс. взрослых и 6 тыс. детей. Конгресс США выделил на нее $1,15 млрд.
Разработчики RECOVER хотят проверить эффективность физиотерапии. Пациентов и организации, которые представляют их интересы, это встревожило. Малейшая физическая нагрузка ухудшает состояние людей с постковидным синдромом: они испытывают слабость, у них нарушаются терморегуляция и умственные способности. Участники могут быть не осведомлены о возможных рисках. Также не исключено, что их как следует не проверят перед началом, после тренировок и по завершении исследований.
Активисты хотят ознакомиться с программами тренировок. В координационном центре RECOVER заявили, что исследования еще не начались и что разработчики консультируются с представителями пациентов, а также обсуждают с ними высказанные опасения. Контактные данные этих людей в центре не предоставили. Окончательные протоколы исследований будут опубликованы позже. Якобы в них будут описаны критерии, в соответствие с которыми людей будут отсеивать, если физиотерапия может им навредить.
Недомогание после нагрузок бывает не только у перенесших COVID-19, оно бывает и у людей с синдромом хронической усталости, в некоторых случаях возникающим после вирусной инфекции. В ряде экспериментов показано, что у тех, кто испытывает недомогание, физиологические и умственные показатели не такие, как у остальных. Многие люди с постковидным синдромом соответствуют диагностическим критериям синдрома хронической усталости. По мнению одного из опрошенных активистов, вместо физиотерапии стоило бы проверить лекарственные препараты.
https://nauka.tass.ru/nauka/17476263
|