30 октября 2012 года супершторм «Сэнди» не просто опустошил восточный берег США, но и произвёл небольшие колебания в земной коре, которые зарегистрировали сейсмометры западного побережья.
Анализ подобных колебаний прошлых лет поможет учёным распознать, повлияло ли изменение климата на количество бурь за последние десятилетия.
Ураган пронёсся на север в нескольких сотнях километров к востоку от побережья, повернул налево и врезался в берег к северо-востоку от Атлантик-Сити (штат Нью-Джерси). Задолго до того, как буря дошла до суши, слабое сотрясение, вызванное ею в земной коре, уже можно было зарегистрировать, говорит Онер Суфри из Университета Юты (США). Отчасти это был результат прибоя, но в большей степени — отголосок столкновений крупных штормовых волн далеко от берега. Самые интенсивные подземные толчки родились, когда «Сэнди» свернул к берегу и одновременно — к сети сейсмометров.
Г-н Суфри и его коллега Кит Копер проанализировали данные, собранные на всём протяжении континентальной части США с 18 октября по 4 ноября. Кстати, в этом интервале произошли два значительных землетрясения.
Спровоцированные бурей сейсмические колебания не новый феномен. В 2005 году движение земной коры, вызванное ураганом «Катрина», заметили сейсмометры Калифорнии. И даже бури, которые так и не доходят до суши, способны привести к сотрясениям.
Поскольку самое сильное движение земной коры обычно создаётся в том районе, где бушует ураган, исследователи могут проследить за его маршрутом на основании одних только сейсмических данных. Поэтому имеет смысл покопаться в старых записях и найти там сведения о бурях доспутниковой эры. Возможно, это позволит лучше предсказывать путь и интенсивность шторма, ибо восполнит пробелы наблюдений с орбиты.
Колебания, порождённые сильными морскими бурями, обычно характеризуются низкой частотой — в основном за пределами диапазона землетрясений, отмечает сейсмолог Дэниэл Макнамара из Геологической службы США. «Раньше их считали сейсмическим шумом и отфильтровывали, а теперь они оказались полезными», — говорит учёный.
Кстати, эти волны могут принести пользу при картировании крупных образований в земной коре и подлежащей мантии (примерно по тому же принципу, который позволяет существовать компьютерной томографии). Поскольку эти волны обладают чрезвычайно большой длиной, они дают разглядеть только пространные структуры размером в десятки километров, поясняет сейсмолог Ричард Астер из Института горного дела Нью-Мексико (США). К счастью, именно такими габаритами обладают куски литосферных плит, которые заходят одна под другую в глубоких морских желобах, и мантийные плюмы — медленно поднимающиеся сгустки горячего материала в мантии, питающие, по-видимому, активный вулканизм в определённых уголках планеты.
http://science.compulenta.ru/746044/
|