Известная цитата, которую часто приписывают Бенджамину Франклину, гласит: «Унция профилактики стоит фунта лечения». И сейчас мир выясняет стоимость фунта лекарства от COVID-19. Но как будет выглядеть унция профилактики? Для инфекционных заболеваний, которые происходят от диких животных, таких как COVID-19, SARS, MERS и Ebola, одним из решений является предотвращение передачи заболевания людям.
Для достижения этого важным первым шагом является изменение нашего поведения, чтобы уменьшить контакт с видами диких животных, которые являются носителями той или иной заразы. Дополнительный подход заключается в нацеливании на инфекционные агенты, переносящие эти заболевания, путем снижения их распространенности или устранения их среди популяций диких животных. Хотя это не новая идея, достижения в области технологий означают, что у нас может быть больше шансов на ее успех, чем когда-либо прежде.
Классическим примером этого является бешенство: мы вакцинируем собак и многих диких плотоядных животных, чтобы подавить бешенство в этих популяциях и таким образом снизить собственный риск заражения этим заболеванием. И хотя эти кампании вакцинации практически устранили человеческое бешенство в США и Европе, от этой болезни ежегодно умирает более 55 000 человек в Африке и Азии, где стоимость проектов вакцинации диких животных является препятствием для поддержания достаточного уровня иммунитета.
Использование вакцинации диких животных для борьбы с другими опасными патогенами, которые циркулируют внутри популяций летучих мышей и грызунов (такими как вирусы Эбола, Марбург, SARS и Ласса), сталкивается с аналогичными препятствиями, которые усугубляются быстрой сменой популяции и большими размерами популяций этих животных. Поэтому сейчас важнейшим актом будет создание вакцин, которые самостоятельно распространяются среди той или иной группы особей.
Эти «самораспространяющиеся вакцины» можно разработать как минимум двумя способами. Традиционный подход основан на нанесении вакцины на шерсть пойманных животных и их последующем выпуске. Когда эти животные возвращаются в свою естественную среду обитания, социальный уход (то есть облизывание друг друга) приводит к тому, что вакцина попадает в организм других особей, что повышает уровень иммунитета, которого можно достичь. Это дает надежду на снижение угрозы бешенства, передаваемого людям, например, от летучих мышей-вампиров.
Более радикальный подход основан на вставке небольшого фрагмента генома возбудителя инфекционного заболевания в доброкачественный вирус, который естественным образом распространяется среди популяции животных. По мере того, как эта трансмиссивная вакцина распространяется от животного к животному, она иммунизирует их против целевого инфекционного заболевания, значительно повышая иммунитет в популяции животных и снижая риск передачи инфекции людям.
В настоящее время существует технология разработки трансмиссивных вакцин, в частности проводятся полевые испытания, направленные на защиту диких кроликов от вирусной геморрагической лихорадки с использованием этого метода, дали многообещающие результаты. В настоящее время предпринимаются усилия по разработке прототипов нескольких важных патогенов человека, таких как вирусы Ласса и Эбола.
Самораспространяющиеся вакцины могут стать революционной технологией для снижения угрозы инфекционных заболеваний человека, которые передаются нам от диких животных. Эта технология не только делает возможной и рентабельной вакцинацию диких животных, но и снижает мотивацию к выбраковке или истреблению экологически важных видов-резервуаров болезней, таких как летучие мыши.
Однако, впереди еще много работы. Лабораторные и полевые испытания должны проверить, насколько эффективен этот подход, и выявить возможные неожиданные последствия применения самораспространяющихся вакцин. Но поскольку затраты на наши постоянные попытки найти «лекарство» от COVID-19 продолжают накапливаться, унция профилактики кажется все-таки лучшим вложением.
https://thebigtheone.com
|