Торфяной пожар - разновидность почвенного лесного пожара, при котором горит слой торфа - горючего полезного ископаемого, состоящего из остатков мха, не полностью разложившихся в условиях болот. Скорость распространения такого пожара - несколько метров в сутки.
Характерная особенность - выделение большого количества дыма, что приводит к задымлению значительных территорий. Для тушения пожаров торфа применяется окапывание канавами, используются специальные водные стволы, погружаемые в почву; предотвратить возгорание позволяет обводнение торфяников.
По оценке канадской энергетической компании Peat Resources, Россия занимает второе место в мире по запасам торфа (150 млрд т) после Канады (170 млрд т). В теплое время года регистрируются многочисленные возгорания торфяников в Центральной России, Уральском и Сибирском федеральном округах.
В 2009 году торфяные пожары начались в Орехово-Зуевском районе Московской области уже в первые дни мая - на месяц раньше обычного срока. К началу сентября Центральный региональный центр МЧС зарегистрировал 20 тыс. очагов природных пожаров на общей площади более 1,1 млн га.
Угроза их возникновения сохранялась в Подмосковье и в Челябинской области, однако в целом ситуация с лесными и торфяными пожарами в Центральной России оставалась стабильной и находилась под контролем.
В июле-августе 2010 года на всей территории европейской части страны из-за малоподвижного антициклона установилась аномальная жара, рекордная за более чем 130-летнюю историю метеонаблюдений. Практически во всех регионах РФ температура воздуха приближалась к 40-градусной отметке, а в отдельных областях превысила этот показатель. Из-за экстремальной жары ухудшилась экологическая обстановка, активизировались торфяные и лесные пожары - всего было зафиксировано 34,8 тыс. очагов природных пожаров общей площадью около 2 млн га, в том числе более 1 тыс. торфяных.
В августе президент РФ Дмитрий Медведев специальным указом объявил чрезвычайную ситуацию в семи регионах страны, где положение было особенно серьезным - в республиках Марий Эл и Мордовия, Владимирской, Воронежской, Московской, Нижегородской и Рязанской областях. По данным МЧС, всего от пожаров и вызванного ими смога пострадали 17 регионов, более 2,5 тыс. семей остались без крова, более 60 человек погибли в огне и от отравления продуктами горения, ущерб оценивался в 85,5 млрд руб.
Как следовало из доклада бывшего министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой, аномальные погодные условия июля и августа 2010 г. повлияли на общий показатель смертности за год (в целом за 2010 год количество умерших выросло на 20 тыс. человек, или на 1% по сравнению с 2009 годом).
В 2011 году в Центральной России было зафиксировано значительное снижение числа (в 4,64 раза) и площади (более чем в 66,6 раза) лесных пожаров по сравнению с 2010 г. Так, число пожаров в Подмосковье, по сообщению Главного управления МЧС по Московской области, сократилось в четыре раза, а площадь - в 24 раза: всего было зарегистрировано 588 очагов природных пожаров на общей площади 220,36 га. Проводились масштабные работы по обводнению торфяников: за год в 14 муниципальных образованиях Подмосковья было обводнено 34 торфяных участка общей площадью 22,2 тыс. га.
В ходе летнего сезона 2012 года в Подмосковье зарегистрировано почти в десять раз меньше природных пожаров, чем годом ранее. По данным правительства Московской области, за июнь-август на территории региона возникло 54 лесных и всего 4 торфяных пожара. Продолжались работы по их предотвращению: в 9 муниципальных образованиях Подмосковья за год был обводнен 21 торфяной участок общей площадью 31,1 тыс. га.
В июне и июле сложная пожарная обстановка, вызванная аномальной жарой и отсутствием осадков, сложилась на значительной территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, пострадали леса в Красноярском крае, Томской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономном округах. В конце июля в Томске, Омске и Новосибирске наблюдался сильный смог, вызванный в том числе горением торфяников.
По данным Государственной противопожарной службы на конец августа 2013 года, площадь лесных и торфяных пожаров в Центральном федеральном округе выросла на 48% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года, при этом число пожаров снизилось на 24%.
16 июля в Перми наблюдался смог из-за торфяного пожара, возникшего двумя днями ранее на землях гослесфонда Закамского лесничества. Возгорания торфяников были зарегистрированы в Иркутской области: с конца сентября в Усольском, в конце октября и ноябре - в городе Шелехов. Борьба с возгораниями в Иркутской области продолжалась и в декабре - торфяники продолжали тлеть даже под снежным покровом.
Жаркая и засушливая погода летом 2014 года увеличила риск возникновения торфяных пожаров в Центральной России. В первом полугодии в Ярославской области количество лесных пожаров увеличилось более чем в пять раз по сравнению с аналогичным периодом 2013 года: к 21 июля МЧС зарегистрировало 33 пожара общей площадью 32 га (годом раньше таких пожаров было всего 9).
23 июля из-за крупного пожара на территории Оршинского торфяного месторождения был введен режим чрезвычайной ситуации в Калининском районе Тверской области. 31 июня здесь действовали шесть очагов природных пожаров (один из них - торфяной) на общей площади 26,5 га.
В Центральном региональном центре МЧС сообщили, что в остальных регионах Центрального федерального округа ситуация с лесными пожарами, несмотря на жару, не ухудшилась. В Подмосковье действующих природных пожаров и возгораний торфяников к 31 июля зафиксировано не было.
http://itar-tass.com/info/1352655
|