Климатические особенности этой весны спровоцировали рост заболеваемости аллергией на цветение растений (поллинозом) в Москве. Город охватила самая сильная за последние несколько десятилетий эпидемия. Аллергию провоцируют как сухая и теплая погода, так и урбанизация, говорят врачи и экологи. Из-за этого болезнь не только протекает в осложненной форме у тех, кто ей традиционно подвержен, но и привлекает новых больных в свои ряды.
«Каждый год мне нужно подбирать новые таблетки, у меня такая аллергия на березу, что к любым средствам быстро возникает привыкание, и они перестают действовать, - рассказывает москвичка Мария Гусарова, много лет страдающая от аллергии на цветение. – Этой весной было очень тяжело – когда прохладно и дождь, гораздо легче». Сегодня, только по официальным данным, аллергией на цветение страдает каждый пятый житель Москвы.
С конца апреля в Москве наблюдается настоящая эпидемия аллергии, подтверждают врачи. «Я работаю аллергологом более 30 лет. Такого тяжелого поллиноза не было никогда», - рассказала «МН» профессор Наталья Ильина, замдиректора по научной работе Государственного научного центра «Институт иммунологии». У части больных, у кого в прошлые годы аллергия ограничивалась конъюнктивитом и насморком, возникла бронхиальная астма. Резко увеличилось число «больных с дебютом». Каждый день в начале мая в институт обращались более сотни человек, у которых аллергия проявилась впервые в жизни, говорит Ильина. Пациентов с тяжелыми приступами удушья, нуждающихся в реанимации, в том числе детей, также значительно больше, чем обычно.
Весна пришла поздно, но быстро распространила свою власть на все растения. Из-за сухой и теплой погоды ольха, орешник и береза, пыльца которых наиболее часто провоцирует аллергию, зацвели не последовательно, а одновременно. «В этом году мы фиксировали концентрацию пыльцы в одном кубическом метре на уровне 22-24 тыс. пыльцевых зерен, обычно этот показатель составляет 4,5-6 тыс.», - пояснила Ильина.
На рекордную концентрацию пыльцы в воздухе повлияли особенности этой весны, погодные колебания нескольких прошлых лет и глобальные процессы. «Чем жарче и суше, тем интенсивнее пыление, - сообщил руководитель лесной программы «Гринпис» Алексей Ярошенко. – Последние два года береза цвела слабо и накопила силы». Интенсивность цветения, предопределенная прошлыми годами, по словам эксперта, совпала с исключительно быстро пришедшей в этом году весной.
Концентрация пыльцы растет, из-за того что в городе сложился свой микроклимат, вступающий в противоречие с той полосой, в которой расположена Москва, считает заведующий лабораторией Московского региона ВНИИ охраны природы Борис Самойлов. В природе деревья зацветают постепенно, в центре города это происходит раньше, на окраинах – позже, объясняет Самойлов, но в этом году березы в московском регионе зацвели все вместе. Это свидетельствует о том, что город и его пригороды чрезмерно урбанизированы: «Много деревьев вырубается, а без лесов жить в лесной зоне опасно. В городе складывается свой микроклимат, город начинает лихорадить, это и проявляется в таких сбоях». По всем характеристикам Москва уже напоминает лесостепь, предупреждает ученый.
Урбанизация способствует распространению болезни, утверждает врач Ильина. Число аллергиков в Москве неуклонно растет последние 60 лет, все больше людей имеют чувствительность к нескольким аллергенам, а пыльца, летающая в мегаполисе, соединяясь с вредными элементами, намного агрессивнее такой же пыльцы, но за городом.
Береза – одно из самых распространенных деревьев в Москве. Ее доля на территории города и области составляет от 40 до 50% от всех деревьев. Кроме того, береза относится к ветроопыляемым – в основном на них существует аллергия. Береза в столице отцвела. Следующий всплеск заболевания, по словам Ильиной, ожидается когда зацветут злаковые травы (вторая половина мая–июнь)
http://mn.ru/moscow/20120515/318094755.html
|