10 мая 2013 года впервые в человеческой истории концентрация двуокиси углерода в атмосфере прошла важный рубеж — 400 частей на миллион. В последний раз такое случалось несколько миллионов лет назад, когда Арктика была свободна ото льда, на месте Сахары простиралась саванна, а уровень моря превышал сегодняшний показатель на 40 м.
Эта веха стала отрезвляющим напоминанием о том, что выбросы парниковых газов не собираются ослабевать, хотя очевидно, что сжигание ископаемого топлива и вырубка лесов ведут к изменению относительно устойчивых климатических условий, в которых на протяжении тысячелетий процветала человеческая цивилизация.
В сентябре в знаковом отчёте о состоянии климатической науки Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК) заключила: глобальное потепление — результат человеческой деятельности, и в этом «нет никаких сомнений». Авторы указали на то, что без «существенного и длительного» сокращения выбросов двухградусный лимит на потепление, установленный мировыми правительствами, будет нарушен — и это приведёт к сильной жаре, засухе и более экстремальным погодным условиям. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун призвал мировых лидеров обратить внимание на мнение «мирового авторитета в области изменения климата» и выработать новое международное соглашение, направленное на сокращение выбросов. «Становится жарко. Надо действовать», — сказал он.
Госсекретарь США Джон Керри подчеркнул: «Это ещё одно предупреждение тем, кто отрицает науку или оправдывает игру с огнём».
Доклад МГЭИК, составленный сотнями экспертов, увидел свет пять лет спустя после предыдущего. В нём, в частности, отмечалось, что к 2100 году уровень моря может подняться на 26–82 см, причём некоторые учёные полагают, что это недооценка. МГЭИК также предупредила о растущем подкислении океанов в связи с поглощением углекислого газа: моря «закисают» самыми быстрыми темпами за 300 млн лет, и массовое вымирание видов, по-видимому, уже почти неизбежно.
Аргумент скептиков о так называемой паузе в изменении климата (замедлении роста среднемировой температуры воздуха за последние 15 лет) был развенчан сопредседателем МГЭИК Томасом Стокером, который сказал, что климатические тенденции «не следует рассчитывать на срок менее 30 лет». Другие учёные отметили, что избыточное тепло продолжает попадать в ловушку парниковых газов и что только 1% этого количества нагревает атмосферу, тогда как океаны — 93%. Ещё один широко обсуждаемый показатель — степень чувствительности климата к увеличению концентрации СО2 в атмосфере, — как выяснилось, мало что меняет в прогнозах МГЭИК.
Наиболее спорным моментом доклада МГЭИК стало заявление о том, сколько ещё люди могут выбросить в атмосферу углекислого газа без того, чтобы вызвать опасное изменение климата. Специалисты пришли к выводу, что более половины этого «углеродного бюджета» уже израсходовано.
«Если вы не хотите выйти за пределы двух градусов, нельзя сжигать углерод бесконечно, — сказал г-н Стокер. — Иными словами, часть этого углерода [имеются в виду запасы ископаемого топлива] надо оставить в земле».
Экономист лорд Стерн и его коллеги предупреждали в апреле о рисках, связанных с «углеродным пузырём», ибо в земле придётся оставить две трети запасов ископаемого топлива, чтобы избежать более чем двухградусного потепления. Это неминуемо скажется на цене газа, нефти и угля. «Финансовый кризис показал, что происходит, когда риски накапливаются незаметно», — подчёркивал г-н Стерн, добавляя, что кризис действительно был очень сильным и ни инвесторы, ни регуляторы не смогли его предотвратить.
Консенсус климатологов насчёт причины глобального потепления был достигнут в мае, когда анализ тысяч научных статей, опубликованных с 1991 по 2011 год, показал, что 97% исследователей принимают мысль об антропогенном характере этого явления.
Научный консенсус, однако, ещё не претворился в консенсус политический. Ноябрьская конференция стран — участниц Рамочной конвенции ООН об изменении климата, состоявшаяся в угольной Польше, завершилась тем, что делегаты были отправлены доделывать «домашнюю работу», без которой подписание нового международного соглашения в 2015 году будет невозможным. Речь идёт об ответе на вопрос, какие страны должны сократить свои выбросы и насколько.
Показательно, что новое правительство Австралии во главе с Тони Эбботом, назвавшим изменение климата чушью, отказалось принимать участие в переговорах и инициировало процедуру отмены недавно введённого налога на углеродные выбросы в стране. Между тем эта весна стала самой тёплой на Зелёном континенте за всю историю наблюдений.
Странные дела творятся и в Великобритании, где премьер-министр Дэвид Кэмерон пообещал избавиться от «зелёного дерьма» — налога на «грязную» электроэнергию. Напротив, вице-премьер Ник Клегг заявил: «Мы сделаем всё от нас зависящее, чтобы укрепить роль низкоуглеродистого сектора в новой экономике». В декабре официальные советники правительства по изменению климата ещё раз подчеркнули, что нет резона отказываться от планов по сокращению выбросов.
Пожалуй, самым неожиданным образом скептицизм по поводу изменения климата проявился в «Твиттере» одной из крупнейших железнодорожных компаний Великобритании First Capital Connect. Когда какой-то пассажир поинтересовался, почему в тёплый октябрьский день работают наружные обогреватели, одному из сотрудников службы по связям с общественностью изменило хладнокровие, и он ответил, что гипотеза об изменении климата не имеет под собой никакой научной основы и что климат всегда меняется естественным образом. Вскоре «глубоко сожалевшая» компания удалила этот твит.
Тем временем основные производители парниковых газов — Китай и США (на их долю приходится в общей сложности 40% выбросов) — в июле объявили о расширении совместных усилий по борьбе с изменением климата. Этот шаг, по мнению аналитиков, значительно повышает шансы на то, что новое международное соглашение всё-таки будет подписано и окажется эффективным. Два главных загрязнителя договорились развивать экологически чистый транспорт, технологии улавливания углерода, энергоэффективные системы и «умные» электросети.
Кроме того, в уходящем году китайское правительство разработало правила торговли квотами на выбросы в Пекине, Шанхае и Шэньчжэне, где загрязнение воздуха можно оценивать как катастрофу. Некоторые считают, что это самый простой и дешёвый способ сокращения выбросов, но пока он себя не оправдал. Крупнейший углеродный рынок в мире — ЕС — добился минимального прогресса на этом поприще, поскольку цены на квоты находятся на смехотворно низком уровне...
http://compulenta.computerra.ru/zemlya/klimatologiya/10010671/
|