Всемирная организация здравоохранения хочет, чтобы страны взяли обязательства на случай новой пандемии, разработчики препарата с интерферонами не могут получить разрешение от американского регулятора, австралийские ученые нашли белок, который нейтрализует частицы SARS-CoV-2. Об этом — в еженедельном обзоре зарубежных СМИ.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) подготовила первый черновик международного соглашения о предотвращении, подготовке и реагировании на пандемии. Эксперты считают некоторые формулировки смелыми, но опасаются, что в финальной версии их смягчат. Кроме того, уже сейчас не все пункты договора юридически обязывающие, то есть подписавшим странам ничего не будет за нарушения. Подробности — у Nature.
Новое соглашение направлено на то, чтобы сгладить неравенство, проявившееся во время пандемии COVID-19. Например, в странах с высокими доходами около 73% жителей получили хотя бы одну дозу вакцины, а с низкими — только 31%.
Ключевые пункты договора:
- Для быстрого производства вакцин, медицинского оборудования, масок, диагностических и терапевтических средств подписавшим странам следует поддержать временную приостановку действия патентов. В конце 2020 года с похожим предложением выступали ЮАР и Индия, их поддержали более 60 стран, но из-за Всемирной торговой организации из этого фактически ничего не вышло.
- В течение нескольких часов после обнаружения патогена с пандемическим потенциалом страны обязаны предоставить образцы в лаборатории из сети ВОЗ и разместить геномы в публичных хранилищах данных.
- 20% произведенных в стране вакцин, диагностических средств и лекарств от болезни, вызвавшей пандемию, должны быть отданы ВОЗ: половина — безвозмездно, а остальное — по приемлемым ценам. Но документ не обязывает делиться технологиями, которые нужны для производства.
- Не менее 5% государственных расходов на здравоохранение должны быть направлены на предотвращение и подготовку к пандемиям. Также подписавшие договор должны будут вносить сумму, равную пока не определенной доле внутреннего валового продукта. Эти деньги пойдут в том числе на помощь развивающимся странам.
Документ разработан как юридически обязывающий, но по поводу многих важных вопросов в нем не говорится о том, что страны "должны" или "обязаны". Вместо этого использованы расплывчатые формулировки.
Переговоры о механизмах, обеспечивающих исполнение договора, проведут уже после того, как он вступит в силу. Скептики считают, что это обессмысливает соглашение. Оптимисты возражают, что сам процесс подготовки, обсуждения укрепят доверие между странами, повлияют на их действия и позволят выработать международные нормы солидарности. Первая из запланированных встреч состоится уже в феврале. Итоговую версию соглашения подготовят в 2024 году.
У разработчиков многообещающего лекарства проблемы с регулятором
В клиническом исследовании лекарство на основе одной из разновидностей белков-интерферонов вдвое снизило риск госпитализации у больных COVID-19. Поскольку препарат стимулирует врожденный иммунитет, а не направлен против конкретного вируса, он мог бы пригодиться и для лечения других респираторных заболеваний: гриппа, простуд. Но получить одобрение американского регулятора будет не так-то просто. Об этом пишет The New York Times.
Интерфероны — белки, которые вырабатываются вскоре после заражения и служат сигналом тревоги для клеток. Как и многие патогены, коронавирус SARS-CoV-2 глушит сигнал. Лекарства с интерферонами — это контрмера против контрмеры.
Так как интерфероны не борются непосредственно с вирусом, из-за возникающих в нем мутаций эффективность лекарства, по идее, не снизится, как это бывает с противовирусными средствами и препаратами с моноклональными антителами. Гипотетически такие препараты способны помочь и при простудах, гриппе.
Прежде интерфероны уже пробовали в лечении COVID-19, но результаты были в лучшем случае противоречивые. Возможно, дело в том, что терапию назначали госпитализированным пациентам, то есть слишком поздно.
Кроме того, интерфероны могут вызвать побочные эффекты, в том числе чрезмерное воспаление, а тяжелый COVID-19 как раз сопровождается воспалением. Чтобы ослабить побочные эффекты, разработчики выбрали особую разновидность белков — лямбда-интерфероны, которые действуют не по всему организму.
В клиническом исследовании поучаствовали около 2 тыс. человек из Канады и Бразилии. Большинство было либо старше 50 лет, либо имело сопутствующие заболевания, либо подавленную иммунную систему. Примерно половине однократно ввели лекарство в течение недели после появления симптомов COVID-19, а остальным — пустышку.
В основном участники были вакцинированы, поэтому тяжелых случаев было мало в обеих группах. Но среди получивших интерферон были госпитализированы 25 человек, а в контрольной группе — 57 человек. Разница была особенно заметна, когда лекарство вводили в первые три дня после появления симптомов, между непривитыми и заразившимися вариантом вируса "омикрон".
В конце 2022 года разработчики обратились в Управление по вопросам качества продовольствия и медикаментов США (FDA), но ведомство не одобрило препарат для экстренного использования. Якобы клиническое исследование хотя бы частично нужно было провести в США, а занимались им исследователи из научных центров, а не компания Eiger Biopharmaceuticals, создавшая препарат.
Чтобы соответствовать этим условиям, нужны несколько лет и значительные денежные траты. В FDA отказались от комментариев, сославшись на правила о неразглашении. В руководстве Eiger Biopharmaceuticals сказали, что могут попробовать получить разрешения в других странах.
Белок, найденный в клетках, может пригодиться в разработке лекарств
Ученые из Сиднейского университета выявили белок, который производится в клетках легких человека и выводит из строя частицы коронавируса. Открытие можно использовать для разработки лекарств. Об этом пишет The Guardian.
Исследователи вырастили легочную ткань, с помощью генной инженерии "включили" в ней все гены, а затем проверили, какие из получившихся белков способны связываться с шипом SARS-CoV-2, который нужен для заражения клеток. Подходящий белок нашелся, он называется LRRC15.
Далее ученые взяли образцы из легких людей, умерших от COVID-19 или по другим причинам. У болевших COVID-19 в тяжелой форме было очень много LRRC15. До заражения этот белок не вырабатывается. Вероятно, он участвует в иммунном ответе.
По мнению авторов работы, у умерших концентрация белка хоть и высока, но недостаточна, чтобы одолеть вирус, или же LRRC15 производится слишком поздно. Для проверки этих предположений можно было бы сравнить концентрацию белка у умерших и выздоровевших, но сделать биопсию легких живому человеку довольно трудно.
Тем не менее другое исследование косвенно подтверждает догадку. В нем проверяли уровень LRRC15 в крови — при легкой форме COVID-19 он выше, чем при тяжелой.
Также оказалось, что LRRC15 вырабатывается фибробластами — клетками, которые участвуют в образовании рубцов в легких. Такие рубцы иногда возникают и после COVID-19. Авторы первой работы надеются, что их открытие позволит создать препараты, которые останавливают распространение вируса и даже предотвращают фиброз легких.
https://nauka.tass.ru/nauka/17020937
|