Противовоспалительное лекарство снизило смертность от COVID-19. Расследование ВОЗ оставило без ответов главные вопросы. Математик ради интереса рассчитал суммарный объем всех коронавирусных частиц на планете. Об этом — в обзоре зарубежных СМИ.
Крупнейшее в мире клиническое исследование лекарств от COVID-19 под названием Recovery, которое продолжается в Великобритании, дало второй обнадеживающий результат. Противовоспалительный препарат тоцилизумаб снижает смертность, правда, разница не так велика, как хотелось бы. Об этом пишет Science.
Тоцилизумаб давали 2 тыс. пациентов с COVID-19, еще столько же получали стандартный уход. Большинство участников одновременно лечили дексаметазоном — стероидным препаратом, который сокращает смертность от COVID-19 примерно на треть. Состояние больных было таково, что им требовался кислород, а кому-то — даже искусственная вентиляция легких.
В течение четырех недель в группе, получавшей тоцилизумаб, умерли 29% пациентов, а в контрольной — 33%. Также за это время из экспериментальной группы выписали чуть больше людей, к тому же им реже требовалась механическая вентиляция легких. Результаты опубликованы в препринте, то есть их еще не проверили независимые ученые.
Тоцилизумаб представляет собой моноклональные антитела, раньше его использовали в лечении ревматоидного артрита и других аутоиммунных заболеваний. Тоцилизумаб прикрепляется не к вирусу, а к особым меткам в клетках человека. Эти метки предназначены для белковой молекулы интерлейкин-6, которая усиливает воспаление в организме. Как считается, в тяжелых случаях COVID-19 человеку вредит не столько сам вирус, сколько избыточный иммунный ответ. Когда метка закрыта антителом, интерлейкин-6 не может подействовать, а воспаление спадает, что помогает больному.
У тоцилизумаба есть несколько недостатков. Во-первых, это дорогое лекарство: в Великобритании курс на одного человека стоит £500 (дексаметазон — всего £5). Во-вторых, его вводят внутривенно, что осложняет дело. Но несмотря на это и скромное снижение летальности, эксперты, опрошенные Science, чрезвычайно воодушевлены результатами. Кроме стероидов и тоцилизумаба, нет других лекарств, которые спасают больных COVID-19 от смерти.
Что показало расследование ВОЗ
Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), побывавшие в Ухане, подвели итоги расследования о происхождении коронавируса. Почти ничего нового мы от них не узнали, а главные вопросы остались без ответов. Об этом пишет Nature.
Главные выводы расследования таковы: пандемия вряд ли началась из-за утечки в лаборатории, а SARS-CoV-2, скорее всего, перекинулся на людей с животного. Эксперты ВОЗ также допустили, что вирус или его ближайший предок появились за пределами КНР, а распространился он через замороженную пищу. Раньше то же самое говорили китайские чиновники и СМИ.
Специалисты, опрошенные Nature, считают, что расследование ВОЗ — всего лишь начало большой работы: происхождение вируса не выяснишь за две недели (на самом деле группа работала еще меньше: экспертов выпустили из карантина 28 января, а пресс-конференция с результатами прошла 9 февраля — прим. ТАСС).
Отчет о расследовании еще не опубликован, поэтому до конца не ясно, как эксперты ВОЗ пришли именно к таким выводам. На пресс-конференции руководитель группы сказал, что он и коллеги поговорили с сотрудниками Уханьского института вирусологии и других окрестных лабораторий. По его мнению, утечка маловероятна, потому что до декабря 2019 года ученые не знали о SARS-CoV-2, а в лабораториях не было ничего необычного. Впрочем, группа была научная, а не криминалистическая. Он допустил, что им показали не все.
Также эксперты ВОЗ изучили медицинские записи в больницах Уханя и провинции Хубэй за вторую половину 2019 года, проверили 4,5 тыс. сохранившихся образцов на РНК коронавируса и кровь — на антитела к SARS-CoV-2. Ничто не указывает на то, что вирус появился там раньше декабря. Но руководитель группы ВОЗ признал, что данных недостаточно, чтобы говорить об этом с уверенностью.
Хотя эксперты ВОЗ считают, что вирус перекинулся с животного, они не нашли этому подтверждений. Китайские ученые проверяли разные виды, но не нашли у них вирус. Если эта гипотеза верна, то есть риск, что люди получат от этого животного другие похожие вирусы.
Что исследования следует продолжить, согласны и сами члены команды ВОЗ. Нужно проверить более старые образцы крови, сохранившиеся в Хубэе и других местах; разных животных. Также надо узнать, действительно ли вирус передается через замороженные продукты. Поиски должны начаться и за пределами Китая. Недавно другие ученые обнаружили похожий на SARS-CoV-2 коронавирус у летучих мышей из Таиланда. Ранее сходные коронавирусы находили у рукокрылых в Японии и Камбодже.
Одна частица SARS-CoV-2 чрезвычайно мала, но этих частиц чрезвычайно много. Если сложить их вместе, большой ли сосуд понадобится для этого? Британский математик Кристиан Йейтс решил это выяснить и изложил свои расчеты в колонке для The Conversation.
Сначала Йейтс предупреждает, что его расчеты приблизительные и построены на разумных допущениях. Возможно, эту работу можно проделать лучше. Чтобы вычислить количество вирусных частиц, надо выяснить количество зараженных людей. Ежедневно тестами выявляют 500 тыс. случаев, но моделирование показывает, что истинное значение ближе к 3 млн.
Количество вирусных частиц в организме со временем меняется: достигает пика примерно на шестой день после заражения, а потом падает. Пиковая вирусная нагрузка составляет 1–100 млрд частиц. Йейтс взял геометрическое среднее — 10 млрд частиц. Со всеми этими поправками получается, что в любой момент в мире есть где-то 200 квадрлн (2*1017) частиц SARS-CoV-2. Это примерно столько же, сколько песчинок на Земле. Диаметр частицы составляет 80–120 нм. Йейтс взял промежуточное значение — 100 нм. Объем сферы вычисляется по формуле V = 4 π r³/3. Тогда объем одной частицы — 523 тыс. нм3.
Если умножить объем одной частицы на их общее количество, получится 120 мл. Но сферы невозможно сложить без зазоров. В лучшем случае 26% места будет занимать пустота. Тогда суммарный объем вирусных частиц увеличится до 160 мл. Это неполные шесть рюмок. Даже если взять размер частицы по верхней границе и учесть выступающий шиповидный белок коронавируса, то весь SARS-CoV-2 на планете все равно поместится в банку из-под газировки. Йейтс пошутил, что это был бы худший напиток в истории.
https://nauka.tass.ru/nauka/10687557
|