В Китае установили, что даже через шесть месяцев после выписки из больницы у большинства остается хотя бы один симптом. Ученые спорят, стоит ли менять проверенные схемы вакцинации. В Америке все чаще носят маску поверх другой маски. Об этом — в обзоре зарубежных СМИ.
У большинства из тех, кто с COVID-19 попал в больницу, остается хотя бы один симптом даже спустя полгода. Таковы выводы крупного исследования, проведенного в Китае, о котором пишет STAT. Ученые несколько месяцев наблюдали более чем за 1,7 тыс. пациентов одного госпиталя в Ухане. Перенесшие COVID-19 отвечали на вопросы, сдавали кровь на анализ, проходили тест, где нужно шагать в течение шести минут. У части из них также проверяли дыхательную функцию, делали компьютерную томографию, а примерно у сотни измеряли уровень антител.
Почти две трети участников исследования жаловались на утомляемость и слабость в мышцах, примерно по четверти — либо на проблемы со сном, либо на тревогу или депрессию. Чем тяжелее протекала болезнь, тем хуже потом работали легкие. Женщины сообщали о симптомах чаще, чем мужчины, медианный возраст пациентов составил 57 лет (то есть половина была старше, а половина — младше).
Также ученые обнаружили, что уровень антител за полгода падает в два раза. Возможно, переболевшие могут повторно заразиться, но судить об этом рано. У 13% обследованных появились проблемы с почками. Это тревожный знак для тех, у кого есть предрасположенность к таким заболеваниям. Наконец, у тех, кому в больнице давали кислород, хуже работали легкие, а на томограмме были видны повреждения.
Американский врач, который занимается реабилитацией переболевших COVID-19 и не связан с китайской командой, предложил не драматизировать полученные результаты. Вероятно, у многих участников симптомы достаточно выраженные, чтобы о них рассказать, но все-таки легкие. Впрочем, ничего хорошего тут нет, а некоторые люди после COVID-19 месяцами не могут жить обычной жизнью.
По мнению авторов работы, полученные результаты показывают, что после выписки из больницы переболевшим необходим уход, а чтобы понять долгосрочные последствия COVID-19, требуются продолжительные исследования с еще большим количеством участников. По-прежнему неясно, сколько времени нужно для полного восстановления тем, у кого симптомы не проходят месяцами, и все ли рано или поздно выздоравливают.
Прошлые исследования выявили, что у каждого третьего больного симптомы остаются две-три недели, у каждого пятого — не менее пяти недель, у каждого десятого — от 12 недель и дольше.
Стоит ли откладывать второй укол и делить дозы
В Великобритании быстро растет число новых случаев COVID-19 и распространяется новый, предположительно, более заразный вариант коронавируса. Из-за этого власти страны поменяли правила вакцинации, чтобы хотя бы частично защитить как можно больше людей как можно скорее; в других государствах подумывают сделать что-то подобное. Но это решение совсем скоро может обернуться большими проблемами. Об этом пишут The Guardian, Scientific American, Science и Nature.
Вакцины, одобренные в Великобритании, по идее, вводятся дважды с перерывом в три недели. Теперь интервал может достигать 12 недель. Также разрешено комбинировать вакцины разных производителей. А в США больше не собираются хранить запасы для тех, кто ждет вторую инъекцию, и предлагают вводить половинные дозы, чтобы препарат получили больше людей. Тем временем ВОЗ рекомендовала вакцинировать препаратом BioNTech/Pfizer с интервалом не более шести недель, а Управление по надзору за качеством пищевых продуктов и лекарств США не поддержало возможные изменения.
Проблема в том, что эти схемы как следует не проверялись в клинических исследованиях. Вакцинация, которую проводят наобум, не вызывает доверия, а в некоторых странах и раньше большинство людей не собиралось прививаться. Неясно, насколько надежная и долговременная защита формируется у вакцинированных такими способами и как это повлияет на ход пандемии. Удлинение паузы между инъекциями может как повысить, так и понизить эффективность, а результат может зависеть от типа вакцины. Другое дело, что за три месяца после первой прививки человек может заразиться.
Слабая защита, когда человек заражается, но почти или совсем не болеет, гипотетически способна подтолкнуть эволюцию вируса, ведь SARS-CoV-2 вынужден как-то ее обойти. Правда, точно оценить этот риск пока не получается. А сторонники изменения схем вакцинации приводят следующий довод (без ссылок на исследования): если заражений будет меньше, то у вируса будет меньше возможностей мутировать. В чем эксперты согласны, так это в том, что отдельные мутации вряд ли сделают вакцины полностью бесполезными, а в случае чего препараты можно доработать. Moderna и Pfizer уже заявили, что способны быстро это сделать.
Одна маска — хорошо, а две — часто лучше
Публичные фигуры в США, включая избранного президента Джо Байдена, все чаще появляются на людях в маске, надетой поверх другой маски. Ученые считают, что часто в этом действительно есть смысл, пишет The New York Times. За год много исследований подтвердили эффективность масок: где их начинают носить, число новых случаев COVID-19 сокращается. Судя по всему, маски лучше задерживают слизь, вылетающую изо рта и носа, а не ту, что в них попадает. Годятся даже тканевые повязки, пусть они и не так надежны, как респираторы №95.
В статье даны такие советы:
медицинские маски сидят свободно, поэтому стоит повязывать сверху ткань, которая закрывает все лицо;
в тканевой маске можно сделать карман, куда помещается фильтрующий материал вроде того, что используется в вакуумных пакетах;
когда масок больше двух или когда одна надета поверх такой, что сама по себе хорошо фильтрует воздух, дышать становится тяжело, а эффективность увеличивается незначительно;
завязка на затылке надежнее удерживает маску на месте, чем петли для ушей; также улучшает защиту мостик в месте контакта с переносицей;
все маски неидеальны, поэтому все равно следует держаться от людей на расстоянии и соблюдать правила гигиены.
Маски — важнейшее средство для того, чтобы замедлить распространение вируса. Чем больше людей их носит, тем они эффективнее.