Вопреки более ранним оценкам, не только молодые леса активно связывают углекислый газ из атмосферы. Исследователи из Института леса Сибирского отделения РАН изучили «углеродный бюджет» старых северных лесов Евразии и пришли к выводу, что их роль в связывании углекислого газа ранее серьезно недооценивали. Соответствующая статья опубликована в Biology Bulletin.
На протяжении длительного времени считалось, что только молодые леса эффективнее всего связывают атмосферный углекислый газ. Растения строят свою биомассу из СО2 и воды, поэтому логично, что в период быстрого роста леса он интенсивно связывает углекислый газ. Также существовало мнение, что по мере старения леса он становится «углеродно нейтральным»: весь СО2, что он связывает, возвращается обратно в атмосферу, поскольку гетеротрофные организмы (в первую очередь грибы) разлагают древесные остатки и при этом выделяют СО2 (углерод в котором получен из погибших старых деревьев) в качестве продукта своей жизнедеятельности. Такая картина действительно подтверждалась наблюдениями за старыми лесами в южных странах.
Авторы новой работы детально изучили судьбу растительных остатков в разных экосистемах — от лесов лиственницы на границе тайги и тундры до еловых лесов южной тайги. Ученые использовали данные многолетних наблюдений за разными участками лесов Красноярского края. Оказалось, что ситуация с круговоротом диоксида углерода совсем не так однозначна, как предполагалась ранее.
В условиях тайги гетеротрофы не успевают нормально разложить лиственный опад и древесину мертвых деревьев. Этому препятствуют как низкие температуры, затрудняющие быстрое размножение грибов, так и ряд других факторов. Растительные остатки под тяжестью следующих слоев опада слишком быстро попадают в вечную мерзлоту, где и накапливаются в больших количествах. В типичных таежных лесах в такие неразложившиеся растительные остатки попадает не меньше биомассы, чем содержится в живых деревьях, а в лесах из лиственницы (на границе с тундрой) масса непереработанных гетеротрофами растительных остатков может быть вдвое больше, чем самих стоящих (еще живых) деревьев.
Работа показывает, что роль северных лесов в связывании углекислого газа куда выше, чем считалось, и переносить на них нормы джунглей в этом отношении неправомерно. Все это значит, что тайга выступает эффективным тормозом глобального потепления и сведение ее может нарушить баланс и ускорить потепление. Кроме того, влияние разных лесов на глобальное потепление важно учитывать и в рамках соглашений, подобных былому Киотскому или нынешнему Парижскому, чтобы учесть конкретный вклад той или иной страны в борьбу с глобальным потеплением. От оценки этого вклада зависят и налагаемые на государство ограничения по регулированию выбросов СО2 ее промышленностью.
http://www.sib-science.info/ru/institutes/okazalas-velikoy-16052018
|