Однажды люди научатся превращать негостеприимные планеты в реплику милой Земли. Называется это терраформингом и издавна фигурирует в научно-фантастическом жанре, особенно когда речь заходит о долгих межзвёздных путешествиях.
Но сегодня речь не о мечтаниях писателей и сценаристов, а о том, что рассказал инженер Кен Рой в Далласе (США) на конгрессе, посвящённом вопросам разработки межзвёздного космического корабля (проект «Икар»). Здесь и ниже иллюстрации Кена Роя.
Сохраняя абсолютно серьёзную мину, докладчик описал присутствующим миры-оболочки: по прибытии на подходящую для этого планету люди в буквальном смысле накрывают её целиком защитной сферой из кевлара, грязи и стали. Пространство между оболочкой и центральным телом наполняется атмосферой. Химический состав воздуха, температура, давление — по вкусу.
Сила тяжести на поверхности планеты остаётся без изменений, всё остальное делается (при желании) очень похожим на Землю — после того как завезены все необходимые материалы. Более того, это даже лучше Земли по следующим причинам.
Во-первых, если предприятие или какое-то другое учреждение нуждается в доступе к вакууму, его можно построить с внешней стороны оболочки.
Во-вторых, ультрафиолетовое излучение звезды вообще не проблема, ибо планета полностью защищена. То же с любой космической радиацией.
В-третьих, продолжительность светового дня, времён года и т. д. не зависит от орбиты планеты вокруг звезды.
В-четвёртых, перед нами пространство практически неограниченного творчества. Например, города можно строить не только на поверхности планеты, но и на свисающих с оболочки платформах: посмотрел в небо, а оттуда тебе машут.
Далеко лететь не надо: Марс и даже Плутон прекрасно подойдут. Сила тяжести на Марсе равна примерно трети земной, а площадь поверхности эквивалентна площади земной суши. У Марса нет магнитного поля, тектоники плит, кажется, тоже; ядро замёрзло. С одной стороны, жить в таких условиях смогут лишь герои. С другой — именно эти характеристики и делают Красную планету идеальным кандидатом на первый мир-оболочку. Разве плохо то, что там не бывает извержений вулканов и землетрясений?
Разумеется, предстоит решить сложнейшие технические задачи. Потребуется колоссальное количество азота и воды, да и строительство оболочки — предприятие немыслимого масштаба. Но если уж мы решим прибегнуть к терраформингу, защитная сфера — самый предпочтительный вариант, считает г-н Рой.
Ведь что обычно предлагают? Расставить на Марсе зеркала, которые будут отражать солнечный свет, дабы вызвать на маленькой планете парниковый эффект. Но что толку от этого, если атмосфера всё время утекает в космос? Согласно расчётам г-на Роя, для создания там аналога земной атмосферы потребуется около половины массы этой последней, а в случае строительства оболочки — всего 6,6%.
Суть этого выступления в том, что разрабатывать корабль для межзвёздных перелётов не имеет смысла, если мы заранее не продумаем цель путешествия. А цель очевидна — колонизация. При этом вероятность того, что, прилетев куда-нибудь, мы найдём там пригодный для обитания мир, крайне мала.
http://compulenta.computerra.ru/universe/explore/10009393/
|