Российские власти сжигают десятки тысяч свиней и закрывают дороги в попытке сдержать новую вспышку африканской чумы свиней — вирусного заболевания, настолько смертельного для животных, что его сравнивают с лихорадкой Эбола. Болезни сопутствует тяжёлый экономический ущерб: в прошлом году Россия потеряла, по оценкам, 300 тыс. из 19-миллионного поголовья, что обошлось ей примерно в 7,6 млрд рублей ($240 млн).
В конце июля африканская чума свиней впервые была обнаружена на Украине, и соседние с нами страны забеспокоились. Поскольку ни вакцины, ни лекарства от этой болезни нет, остаются только своевременная диагностика и гигиена.
Учёные столкнулись с африканской чумой свиней в 1920-х годах в Кении, где это геморрагическое заболевание убило практически каждое инфицированное домашнее животное. Вирус, который переносится также дикими кабанами и клещами, не причиняя им вреда, эндемичен на большей части Африки южнее Сахары, из-за чего в тех краях свиноводство не сильно распространено. К людям он равнодушен.
В 1957 году вирус вынырнул в Португалии, после того как свиней в окрестностях лиссабонского аэропорта покормили заражёнными объедками (вирусные частицы способны пережить обработку мяса). Затем он ударил по Испании. Импорт ветчины из этого региона (в том числе популярной jamón ibérico) был запрещён во многих странах вплоть до середины 1990-х.
Нынешним вспышкам в России и на Украине предшествовала грузинская вспышка 2007 года. Линда Диксон из Института здоровья животных (Великобритания) отмечает, что в Грузии вирус обосновался в результате бездействия властей. Оттуда он проник в Азербайджан, Армению, на Северный Кавказ и впоследствии распространился по всей России.
Хуан Луброт, главный ветеринарный врач Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO), указывает на то, что для Украины вспышка не стала неожиданностью: забито 208 свиней, введён карантин.
Следующими на очереди могут стать Молдова, Беларусь и страны Балтии. На востоке заболевание обнаружено на пороге Казахстана, который, что немаловажно, имеет протяжённую границу с Китаем с его миллиардом свиней. Кроме того, Китай рискует ввезти вирус в ходе активной торговли с Африкой.
В Европе действуют строгие меры биологической безопасности и гигиены, но тамошние специалисты всё равно с тревогой наблюдают за развитием ситуации. Г-н Луброт отказывается давать прогнозы: «Не просите меня смотреть в хрустальный шар».
Неопределённость усугубляется тем, что африканская чума свиней распространяется несколькими способами. Например, свиньи могут оставить вирусные частицы в тех транспортных средствах, которые использовались для их перевозки. Необходимо обеззараживать грузовики после каждой партии. Точно так же фермеры должны принимать соответствующие меры после каждого контакта со свиньями. Но дикие кабаны, не признающие границ между Россией и Европой, не поддаются контролю.
Загрязнённые продукты из свинины, которыми кормят свиней, тоже могут стать источником заражения. Поэтому следует исключить человеческие объедки (в странах Европейского союза эта практика уже запрещена) из свиного рациона или же подвергать их стерилизации. «Помню, видела в Найроби показательную сцену, — рассказывает г-жа Диксон. — У хозяина маленькой фермы была плита с большой кастрюлей, и свиньи ели только из неё. Кроме того, свинарник окружала дорожка из дезинфицирующего средства».
FAO предупреждает, что дальнейшее распространение африканской чумы свиней может привести к большим убыткам. Россия не экспортирует свою свинину, но торговые ограничения больно ударят по другим странам, в которых заболевание станет эндемичным.
Денис Колбасов, директор Всероссийского НИИ ветеринарной вирусологии и микробиологии Россельхозакадемии, подчёркивает, что чиновники не любят дорогих контрмер вроде выбраковки и карантина, а фермеры зачастую просто не сообщают о подозрительных случаях из страха потерять средства к существованию.
«Если вы мелкий производитель, то потеря всех пяти свиней обернётся для вашей семьи катастрофой, — подтверждает г-н Луброт. — Именно это и происходит в Европе и в Африке». Африканская чума свиней особенно дорого обошлась Южной Осетии во время грузинской войны 2008 года, ведь многие фермеры не могли выращивать сельскохозяйственные культуры и полагались на скот.
Пока здравоохранители концентрируются на сдерживании распространения африканской чумы свиней, учёные обдумывают возможность создания вакцины. Свиньи, которым повезло выжить, оказываются в лабораториях. Специалисты пытаются выяснить, какие из примерно 175 генов вируса заставляют срабатывать иммунную систему. Затем будет синтезирован безвредный вирусный геном, который ляжет в основу вакцины. Кроме того, выявление и выключение болезнетворных генов позволит создать так называемую ослабленную вакцину. В долгосрочной перспективе это самое действенное средство: только оно может остановить триумфальное шествие вируса.
http://science.compulenta.ru/704296/
|