С 1982 по 2020 годы площади пожаров в сибирской части Арктики росли параллельно с увеличением средней летней температуры (R2=0,87) и климатического водного дефицита (R2=0,92). Наиболее разрушительными стали пожары летом в 2019 и 2020 годы, когда впервые загорелось 44 процента земель от общей за почти 40 лет площади пожаров в регионе. К таким выводам пришли ученые, изучив спутниковые данные из разных источников за последние 40 лет.
Северная тайга, тундра и болота, находящиеся в Арктике, считаются крупнейшими в биосфере резервуарами углерода — они запасают его в бо́льших количествах, чем выбрасывают. Важным фактором, который может превратить экосистемы из мест стока углерода в источники его эмиссии, являются пожары. В этой зоне они в значительной степени сдерживаются высокой влажностью. Однако на фоне стремительного потепления, которое в Арктике происходит быстрее и сильнее, чем во всем мире (по некоторым оценкам — в четыре раза) болота становятся все более сухими, а значит и более уязвимыми к пожарам.
Ученые под руководством Андриа Дескальса (Adrià Descals) из Центра прикладных экологических и лесных исследований в Барселоне оценили динамику площади природных пожаров в сибирской части Арктики за 1982–2020 годы, используя спутниковые данные.
Выяснилось, что за четыре охваченных десятилетия за Полярным кругом пожары происходили в общей сложности на 12,97 миллиона гектар земель. При этом 44 процента этой площади стали охватываться пожарами только в 2019 и 2020 годах. Согласно расчетам, в эти два года по причине пожаров с сибирской части Арктики в атмосферу было выброшено 55,3 и 90,4 миллиона тонн углерода соответственно.
Авторы отметили, что с 1982 по 2020 годы в сибирской Арктике нарастали не только пожары: увеличивалась также средняя температура воздуха, продолжительность вегетационного сезона, NDVI (вегетационный индекс, который чаще всего используется при дешифрировании спутниковых снимков — с его помощью можно отличить разные типы растительности, асфальт и прочие типы поверхности земли) и VPD (дефицит давления водяного пара в воздухе, то есть в этом случае воздух становился суше). В 2019 и 2020 годы средняя температура воздуха летом составила 11,35 и 11,53 градуса Цельсия соответственно, что на 2,65 и 2,82 градуса Цельсия выше чем в среднем в 1982–2020 годы. Коэффициент корреляции увеличения площади пожаров с ростом летней средней температуры составил 87 процентов, с дефицитом давления водяного пара — 89 процентов, с климатическим водным дефицитом — 92 процента (p < 0,01).
По мнению ученых, полученные результаты свидетельствуют о прямом влиянии изменения климата на пожары в сибирской части Арктики, которые усиливались в течение последних 40 лет. Наличие значимых положительных взаимосвязей между климатическими факторами и ростом площади и числа возгораний говорит о том, что в будущем такие экстремально масштабные пожары, как в 2020 году, будут происходить все чаще.
Число пожаров к концу века может вырасти по самым неожиданным причинам. Например, ожидается, что в Арктике площадь пожаров, вызванных ударами молний по растительному покрову, вырастет на 158 ± 96 процентов, из-за увеличения частоты вспышек молний.
https://nplus1.ru/news/2022/11/03/siberian-fires
|