Нейролингвисты из России разработали программный инструмент, который позволяет быстро выявлять дислексию у школьников и оценивать степень выраженности связанных с ней нарушений с учетом возраста, пола и других факторов. Об этом сообщила пресс-служба НИУ ВШЭ.
"Особенность созданного нами инструмента в том, что выявление нарушений чтения или наличия дислексии происходит за короткий срок. Это отличает его от традиционного нейропсихологического или логопедического обследования, которое требует значительно больше времени и присутствия специалиста", - заявила директор Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Ольга Драгой, чьи слова приводит пресс-служба вуза.
Ученые уже много лет занимаются изучением дислексии и разработкой инструментов, нацеленных на диагностику данного нарушения способности к обучению, а также подходов, помогающих родителям и педагогам сделать учебу более приятным и доступным процессом для детей с дислексией. Недавно исследователи из НИУ ВШЭ использовали собранный ими массив данных для создания приложения, способного с высоким уровнем точности диагностировать дислексию и оценивать ее выраженность.
"Методы машинного обучения, которые мы используем в этом проекте, строятся на основе больших и уникальных корпусов данных. Разработка позволяет выявить у детей риск развития дислексии по движениям глаз и взвесить <...> параметры, которые могут затруднять чтение", - пояснила Драгой.
Для работы приложения необходим настольный компьютер или мобильное устройство, а также специализированное устройство видеоокулограф, отслеживающее движение глаз ребенка в процессе тестирования. По словам ученых, созданный ими алгоритм позволяет за очень короткий срок и без помощи профильного специалиста выявить нарушения чтения у детей и определить наличие дислексии. Это значительно облегчит работу психологов, логопедов и учителей, подытожили исследователи.
О дислексии
Дислексия представляет собой распространенное нарушение способности к обучению, которое проявляется в наличии стойких трудностей с освоением чтения. В России симптомы дислексии проявляются у 10-15% школьников. Вопреки расхожим представлениям, дислексия является врожденной особенностью человека, а не последствием плохого обучения или низкого уровня интеллекта.
https://nauka.tass.ru/nauka/20033665
|