37,0 — это уже болезнь? Когда стоит пить жаропонижающее? Может ли высокая температура убить? Почему при температуре советуют меньше есть? Разбираем популярные вопросы Обычно мы считаем повышенную температуру признаком ОРВИ, гриппа или другого инфекционного заболевания.
Однако она может подскочить и после прививки, хотя никакой инфекции в организме нет. У отклонений от температурной нормы есть десятки причин. Чтобы понять, почему это происходит, стоит узнать побольше о терморегуляции нашего тела.
Почему нормальная температура — это 36,6? Кто так решил?
В 1851 году немецкий врач и ученый Карл Вундерлих обобщил результаты миллиона замеров температуры в подмышечных впадинах пациентов и впервые установил границы нормы в 37°C, или 98,6°F. Он же ввел в практику регулярные измерения температуры больных и доказывал, что лихорадка (жар) — это не сама болезнь, а ее симптом.
Однако более поздние исследования пересмотрели оценку Вундерлиха и снизили норму до 36,6°C. Это было связано не столько с ошибками ученого, сколько с улучшением качества жизни. Вундерлих жил в эпоху, когда средняя продолжительность жизни составляла 38 лет, а многие люди страдали от хронических инфекций, таких как туберкулез, сифилис и пародонтит. Высокий уровень системного воспаления в организме и мог привести к такой норме.
При этом температурная норма зависит и от места измерения: в подмышечной впадине — это 36,6°C, в анусе и влагалище — 37,5°C; во рту — 37,0°C. Кстати, подмышечный способ считается наименее точным, но он вошел в больничную практику как самый простой и гигиеничный. Например, в США в домашних условиях градусник кладут в рот. Но для этого подойдет не любой градусник, нужен специальный.
Но если температура выше, это не обязательно плохо?
Нет. Температура зависит от суточных биологических циклов (ночью и утром она ниже, чем днем и вечером), физической и умственной активности, эмоционального состояния (страха, стресса), температуры окружающей среды. Также регуляция температуры нарушается при наркотическом и алкогольном опьянении. Постоянная температура 37,2°C может быть у женщин в период овуляции и у беременных. Поэтому важно мерить температуру по возможности в спокойном, неперевозбужденном состоянии.
Без болезни или других физиологических нарушений температура не превысит 37,2°C. А вот дальше начинается то, что специалисты называют субфебрильной (от латинского febris — лихорадка) температурой — от 37,2 до 37,8 или даже 38,0°C. Обычно она говорит о вялотекущем воспалительном процессе, о том, что организм борется с инфекциями, и о других нарушениях. Отличить субфебрильную температуру можно по другим признакам заболевания — слабости, головной боли, потливости и ломоте в теле.
Значит, субфебрильная температура — это признак болезни?
Да, но не только. Субфебрильная температура может наблюдаться при сотнях различных состояний. Это могут быть разного рода инфекции (например, это один из симптомов раннего туберкулеза), отравления, болезни зубов, аллергические реакции, скрытые аутоиммунные заболевания и хронические патологии.
Температура в этих границах может повыситься также после получения дозы ионизирующего излучения величиной от 2 до 4 Гр, на фоне гормональной перестройки у женщин в период климакса. При длительном или очень остром стрессе организм также может отреагировать повышением температуры — это состояние называют психогенной лихорадкой, или термоневрозом.
Стоит отметить, что такая температура сама по себе не вредит организму. Это просто инструмент, который организм задействует для борьбы с реальными или воображаемыми угрозами. Например, повышение температуры после прививки считается вариантом нормы: организм думает, что его атакуют, и на всякий случай "поднимает по тревоге" все защитные силы.
А как повышение температуры помогает иммунитету?
При определенной температуре инфекционным агентам, таким как вирусы, бактерии и грибки, некомфортно жить. Скажем, 37,0 — это уже выше среднегодовой температуры любой местности на Земле, включая Сахару и южноамериканские тропики. И чем выше ползет столбик, тем хуже микроорганизмам приходится. Например, биолог Артуро Касадевалл изучил температурные предпочтения 4082 видов низших грибов. Оказалось, менее трети выживают при температуре выше 37°C, и только пять процентов растут при 41°C.
Повышение температуры — элемент неспецифического (нацеленного на широкий круг угроз) иммунитета. За регуляцию температуры отвечает гипоталамус, расположенный в основании мозга. Он реагирует на сигналы от плавающих в крови биохимических веществ, называемых пирогенами (от др.-греч. πῦρ — "огонь"). При повышенной температуре обменные процессы идут быстрее, поэтому и действие иммунных клеток ускоряется.
Пирогены выделяются в основном клетками иммунной системы (моноцитами, макрофагами, Т- и В-лимфоцитами). Когда гипоталамус их обнаруживает, он приказывает телу генерировать и удерживать больше тепла, вызывая жар. У детей температура обычно повышается быстрее, поскольку их иммунная система еще незрелая.
Каким термометром лучше мерить? Инфракрасные – врут?
Стоит сказать сразу, что ртутные градусники в России запрещены к производству с 2020 года. Это связано с тем, что в 2014 году Россия подписала Минаматскую конвенцию по ртути, которая требует прекратить производство, экспорт и импорт товаров, содержащих ртуть и ртутные соединения.
Плюсы ртутных градусников в их высокой точности (погрешность на уровне 0,1°C) и надежности. Ртуть расширяется сама из-за тепла, не требует батареек и микросхем. Но эти преимущества перекрываются риском для здоровья, который представляют пары ртути из разбитого прибора.
Электронные градусники более “капризные”, хотя формально их точность такая же. Они используют тепловой сенсор, поэтому их нужно плотнее прижимать к телу — а лучше всего измерять орально или ректально. Если вовремя не поменять батарейку, прибор начнет “врать”.
А вот у инфракрасных термометров точность ниже. Это связано с тем, что измеряющий луч проходит через воздушную среду, у которой своя температура, и это искажает результат (до 0,2°C). Зато он выдает результат за считанные секунды, и удобен, когда нужно выявить фебрильную температуру.
Когда высокая температура опасна?
Обычно шкала медицинского градусника заканчивается на 45°C. При 42°C начинается необратимое разложение белков в организме, при 43°C — денатурация (тепловой распад) белков в нейронах головного мозга, что ведет к угнетению функций мозга, коме и смерти.
Но и температура выше 38°C (ее называют фебрильной) уже достаточно тяжела для организма. Повышается кровяное давление, растет частота сердечных сокращений, в крови увеличивается число продуктов распада бактерий, которые могут вызвать симптомы отравления и нарушить работу мозга (отсюда и возникают галлюцинации). Последствиями длительной лихорадки могут быть обмороки, сердечная и почечная недостаточность, обезвоживание, расстройство пищеварительной и нервной системы.
Всегда ли нужно сбивать высокую температуру?
Как мы выяснили, температура помогает бороться с болезнью. Поэтому врачи обычно советуют пить жаропонижающие, только когда температура превышает 38–38,5°C. Но это зависит от состояния самого человека, от того, как он переносит лихорадку. При этом передозировка лекарством может нанести серьезный ущерб печени, почкам, ЖКТ, сердцу и мозгу.
Если повышение температуры вызвано гормональными причинами, такими как приливы во время менопаузы или нарушение работы щитовидной железы (гипертериоз), эти лекарства не будут эффективными. В таких случаях помогают охлаждающие процедуры — например, растирание влажным полотенцем или ванны с прохладной водой.
Почему при высокой температуре рекомендуют поголодать? Правильно ли это?
Еще в словаре 1574 года Джона Уизелса отмечалось, что "пост является отличным средством от лихорадки". Но если рекомендация пить больше жидкости имеет очевидное объяснение (восполнить баланс жидкости и вывести продукты распада патогенов из организма), то что можно сказать о совете меньше есть?
С одной стороны, для поддержания высокой температуры телу необходима дополнительная энергия, которую он может получить из пищи. Голодание же создает дополнительный стресс. С другой стороны, переедание и употребление слишком острой, необычной, незнакомой пищи может быть вредно. Организм может неправильно интерпретировать некоторые вещества как аллергены и спровоцировать реакцию.
Можно ли лечить болезни, специально повышая температуру тела?
Такой метод существует. Например, в середине XX века немецкий врач фон Арденне начал использовать его на онкологических больных как средство "последней надежды". Дело в том, что раковые клетки гибнут при температуре, близкой к 42°C. Фон Арденне удавалось нагревать пациентов до 41,8°C. Правда, выживали из них не более 17%, но они излечивались.
Для нагрева применялся "водяной" метод. Больного помещали в специальную ванну и с помощью водоструйных устройств, размещенных над пациентом, и обливали нагретой водой. Температура тела должна была повыситься до 42–43°С. Такая процедура продолжалась около 6 часов при общем наркозе. Голова охлаждалась специальным шлемом. В дальнейшем в СССР разработали идею нагрева с помощью СВЧ.
Гипертермия может помочь в лечении таких злокачественных опухолей, которые трудно оперировать (например, опухоли мозга, рта и шеи). Подогретые ткани более чувствительны к ионизирующему излучению — это повышает эффективность радиотерапии. Проблема в том, что пока не получается сконцентрировать источник теплового излучения точно на месте опухоли, не поражая другие ткани.
Тем не менее в последние годы интерес к лечебной гипертермии у ученых растет — в связи с развитием новых технологий. Например, одна из недавних идей связана с использованием магнитных наночастиц, которые можно ввести непосредственно в ткани опухоли и нагреть ее изнутри с помощью переменного магнитного поля.
https://nauka.tass.ru/nauka/10772967
|