Экспедиции в Северный Ледовитый океан и данные со спутников помогли климатологам из МФТИ и других научных центров выяснить, почему льды в российской части Арктики тают быстрее, чем в американской. Выводы представлены в журнале Atmosphere.
"Этот дисбаланс вызван особенностями циркуляции воздушных масс в Арктике. Во второй половине сентября обычно меньше всего льда. В это время океан активно накапливает тепло от солнца. Но если с полюса или из Гренландии приходит холодный воздух, он забирает часть тепла. И наоборот: поступление теплого воздуха с материка усиливает нагрев океана", — объясняет Михаил Варенцов, климатолог из МГУ, Гидрометцентра и Института физики атмосферы РАН.
Помимо глобального потепления, на климат различных регионов влияют долгосрочные колебания, такие как флуктуации в силе течений в Атлантике и в скорости движения ветров над Арктикой. Эти факторы могут действовать как непосредственно, так и усиливая последствия роста концентрации парниковых газов в атмосфере.
К примеру, в последние два-три года север Соединенных Штатов и юг Канады переживают аномально холодные зимы с обильными снегопадами и очень низкими температурами. То же наблюдалась на севере Китая и в Японии. В Северной Америке это оказалось связанным с таянием льдов в Чукотском и Восточно-Сибирском морях, а в Азии — в Карском и Баренцевом.
Как сообщает пресс-служба МФТИ, Варенцов и его коллеги раскрыли еще одну подобную закономерность, когда пытались понять, почему льды в российской части Арктики сокращаются в площади практически постоянно, а у берегов Канады и США — только летом.
Для этого с 2003 по 2015 год ученые совершили четыре экспедиции в море Лаптевых, в которых участвовали ледокол "Капитан Драницын" и научные суда "Академик Федоров" и "Академик Трёшников". Специалисты изучали состояние льда, отслеживали температуру и направление течений, а также составляли карты ветров.
Как отмечается в сообщении, все это время льды постепенно отступали на север, вглубь моря Лаптевых, а их толщина и характер формирования радикальным образом изменились. Если в начале века доминировали многолетние ледовые пласты, то десять лет спустя их почти полностью сменили сезонные льды, намного хуже сопротивляющиеся воздействию тепла.
"Помимо того что площадь льдов сокращается, последние 30 лет падает доля многолетнего льда. Он толще и имеет другую структуру по сравнению с однолетним. Летом он частично тает, из него вытекает вода и уносит растворенные соли. В итоге в многолетних льдах появляются заполненные воздухом поры. Толстый пористый лед лучше изолирует океан от тепла и препятствует нагреву", — объясняет Елена Хавина, соавтор статьи из МФТИ.
В результате этих процессов одна из станций слежения, расположенная в вечных льдах, в 2015 году оказалась в открытом море, примерно в 400 километрах от летней кромки арктической ледовой шапки.
Как обнаружили Варенцов и его коллеги, столь быстрое отступление льдов связано с особым климатическим феноменом, который они назвали "сезонной памятью". Оказалось, что ледовый покров зависит от атмосферных условий в предыдущий сезон.
По словам Варенцова, с начала тысячелетия арктические циклоны замедляли летний прогрев приповерхностной воды в американской части океана и ускоряли — в евразийской. В результате осенью лед формировался с опозданием в несколько недель и не достигал прежней толщины и площади.
Как предполагают ученые, сезонная память влияет на льды не только в море Лаптевых, но и по всей Арктике в целом. От нее напрямую зависят все последние рекордные сокращения площади льда, которые спутники НАСА фиксируют практически каждый год.
https://ria.ru/20190424/1553012341.html
|