Попытки родителей убедить маленьких детей в том, что их страхи беспочвенны, усиливают их тревожность. Такие выводы по результатам опроса россиян сделали ученые Центра междисциплинарных исследований современного детства Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ), сообщила ТАСС соавтор работы, руководитель центра Ольга Рубцова.
Авторы изучили представление россиян о страхах детей-дошкольников (трех-шести лет), опросив 366 родителей из разных регионов страны. В 95% на вопросы ученых отвечали матери, почти 70% которых были возрастом 30-39 лет. Ученые выявили две основных стратегии взрослых в общении с тревожными детьми: выслушать ребенка и поговорить с ним о его страхе, либо убеждать, что ничего страшного не случилось и ребенку нечего бояться.
"Установлено, что дети родителей, которые придерживаются стратегии "убеждать, что ничего страшного не случилось", чаще испытывают страхи по сравнению с детьми, чьи родители не прибегают к подобной практике. <…> [Такая стратегия] менее продуктивна, поскольку в этом случае родители как бы отрицают наличие чувств, которые ребенок уже испытал и для которого они вполне реальны", - сказала Рубцова, назвав лучшим подходом в этой ситуации спокойный и аргументированный разговор родителей с ребенком о причинах его страхов и правильных действиях при встрече с ними.
Согласно полученной авторами статистике, в семьях, где обсуждались причины проблемы, доля детей без выраженных признаков каких-либо страхов составляла 29,1%. Там, где родители предпочитали отрицать значимость источников тревоги, этот показатель равнялся 18,1%.
Распространенные страхи
Основными страхами детей трех-шести лет в России, согласно опросу, являются боязнь темноты (48%), страх насекомых (33%), страх одиночества (20%) и незнакомых людей (18%).
"По этим данным можно понять, что преобладающие у дошкольников страхи связаны с окружающим миром, при этом для девочек характерна более высокая интенсивность страхов. Проведенный анализ также показал, что чем чаще взрослые повышают голос, ругают, физически наказывают и ограничивают в чем-то своих детей, тем чаще у них возникают те или иные страхи. Кроме того, подтвердилось наличие у дошкольников свойства перенимать страхи у своих родителей - они опасаются одних и тех же вещей", - сказала Рубцова.
Выводы исследователей МГППУ позволяют усовершенствовать рекомендации для психологов, родителей и воспитателей детских садов в работе с детской тревожностью, считают авторы. Результаты работы опубликованы в журнале "Психолого-педагогические исследования".
https://nauka.tass.ru/nauka/18417347
|