Климатические условия на Земле весьма разнообразны, так как различные участки земного шара получают неодинаковое количество лучистой энергии Солнца. Поэтому вполне закономерно, что климат северных широт намного прохладнее, чем тропических. Однако не только широта местности, которая, несомненно, является первым и очень важным географическим фактором климата, лежит в основе распределения температуры воздуха.
Огромное значение имеет также расположение суши и моря, потому как эти две подстилающие поверхности по-разному прогреваются и по-разному отдают тепло. В течение летних месяцев океаны не спеша нагреваются, а затем, в период холодного времени года, делятся своим теплом. Без сомнения, основное тепло достаётся прибрежным районам. Суша же, в отличие от водной поверхности, прогревается и остывает намного быстрее, ведь у нее теплоёмкость намного ниже, чем у воды. Поэтому, вдобавок к широте, очень важной характеристикой местности является её удалённость от океана.
Если мы проделаем путь с запада на восток, придерживаясь примерно одной параллели (59–60° с. ш.), то окажемся сначала в столице Норвегии — Осло, а затем в северной столице России — Санкт-Петербурге. Пожив там какое-то время, мы придём к выводу, что зимняя погода в Осло несколько мягче, чем на той же широте в Санкт-Петербурге. С одной стороны, среднемесячная температура самого холодного месяца в Осло всего на 3 градуса выше средней температуры в Санкт-Петербурге. С другой стороны, в Осло среднее значение составляет −3 °С, а в Санкт-Петербурге оно равняется −6 °С, и путём несложного математического действия получается разница в целых два раза!
С дальнейшим продвижением вглубь евроазиатского материка влияние Атлантического океана ослабевает ещё больше, что сказывается на зимних температурах крайне отрицательно. Если, например, не отклоняясь от 59–60° широты, продвинуться на восток, то отличия в температурном режиме будут проявляться сильнее. В Вологде, где среднемесячная температура января составляет −11 °С, зимой холоднее, чем в столице Норвегии уже в 3,5 раза. Однако и это не предел, ведь различие между Осло и нашим дальневосточным Ленском с его средней январской температурой −29 °С получается почти в 10 раз!
Таким образом, Атлантика весьма ощутимо влияет на погоду и климат Европы, ведь в умеренных широтах преобладает западный перенос воздушных масс. Справедливости ради надо сказать, что и нашим меридианам достаётся атлантическое тепло. Хотя чем дальше вглубь континента, тем меньше становится повторяемость проникновения атлантических воздушных масс, таких тёплых зимой. Далеко за Уральские горы доходят только самые «живучие» атлантические циклоны.
Однако Атлантика не смогла бы так хорошо обогревать Европу, не будь тёплого Северо-Атлантического течения Гольфстрим. Именно оно не позволяет среднемесячной температуре самого холодного зимнего месяца в прибрежном городе Западной Норвегии — Бергене, расположенным, кстати, даже севернее 60° с. ш., — понизиться до отрицательных значений. Да и абсолютные минимумы температур Гольфстрим добросовестно держит в рамках, не давая им слишком упасть. Самые низкие температуры воздуха, отмеченные в Осло, Санкт-Петербурге, Вологде и Ленске, падали, соответственно, до −26 °С, −36 °С, −47 °С и −56 °С. Населению Осло никогда не испытать на себе тех морозов, которые переживают жители Ленска, если только норвежцам самим не отправиться в зимнее путешествие в Сибирь!
Исходя из всего этого, Гольфстрим можно смело назвать «отопительной системой» Европы, благодаря которой абсолютные минимумы температур не такие уж низкие даже на севере Европы — в Скандинавии. Что касается погоды, Европа неплохо устроились в этом отношении, не правда ли? И пока Гольфстрим качает в Северную Атлантику тёплые воды из Карибского бассейна и доставляет их к берегам Европы, ледниковый период ей не угрожает.
http://www.gismeteo.ru/news/klimat/otopitelnaya-sistema-evropy/
|