Американские и европейские генетики выявили сразу 42 вариаций в структуре ДНК человека, влияющие на вероятность развития дислексии. Часть из них связана с амбидекстрией, способностью человека одинаково свободно владеть обеими руками, сообщила в четверг пресс-служба британского Эдинбургского университета.
Дислексия - нарушение способности к обучению, которое проявляется в наличии стойких трудностей с освоением чтения. В России симптомы дислексии проявляются у 10-15% школьников. Вопреки расхожим представлениям, дислексия является врожденной особенностью человека, а не последствием плохого обучения или низкого уровня интеллекта.
Ученых давно интересует то, существуют ли какие-то точечные мутации и другие изменения в структуре ДНК, а также различные эпигенетические факторы, влияющие на шансы развития дислексии и ее проявления в жизни человека. В общей сложности за последние годы ученые выявили 75 подобных генетических факторов. Лучиано и ее коллеги резко увеличили их число, обнаружив сразу 42 вариации в структуре генов, которые так или иначе влияют на частоту развития дислексии.
Генетическая подоплека дислексии
Генетики проанализировали геномы свыше 50 тыс. жителей разных стран мира, страдавших от дислексии, а также примерно 1,08 млн добровольцев, не имевших такого диагноза. Ученые выделили наборы из нескольких миллионов мелких мутаций в их ДНК и сопоставили их присутствие с тем, страдали ли участники геномного исследования от разных форм дислексии.
В общей сложности исследователям удалось выделить 42 статистически значимых вариации в структуре генома, которые так или иначе влияли на вероятность развития дислекции. Примерно треть из них, 15 мелких изменений в структуре генов и соседних с ними участков "мусорной" ДНК, уже были известны ученым. Они в прошлом связывались с общим уровнем интеллекта и успехами в области образования.
Остальные 27 участков ДНК ранее не изучались генетиками, причем часть из них, как впоследствии обнаружили ученые, были связаны с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), а также с амбидекстрией. Данные вариации в структуре ДНК, как обнаружили исследователи, объясняют 3-6% особенностей в характере развития проблем с чтением и обучением в четырех разных популяциях людей.
Последующее изучение функций и особенностей работы всех этих 42 вариаций генов, как надеются Лучано и ее коллеги, значительно расширит представления ученых о том, как развивается дислексия. Эти сведения, в свою очередь, помогут создать новые подходы для обучения носителей дислексии, позволяющие им не испытывать сложности при обучении в школе или университете.
https://nauka.tass.ru/nauka/16112721
|