Что обеспечивает защиту у людей, если концентрация антител падает, эффективна ли политика изоляции стран и сколько людей должны получить иммунитет для победы над пандемией — в обзоре зарубежных СМИ Сейчас главный способ определить, есть ли у человека иммунитет к коронавирусу, — сдать тест на антитела.
Многие исследования показывают, что нужная для защиты концентрация нейтрализующих (способных предотвратить заражение) антител снижается уже через несколько месяцев. Но есть и другой фактор — B-клетки памяти. Они тоже образуются в ответ на инфекцию и могут сохраняться в организме десятилетиями, готовые в любой момент произвести свежий запас антител, если патоген снова появится. С начала пандемии у ученых была надежда, что именно эти клетки обеспечат долговременный иммунитет. И пока их надежды оправдываются.
Science Alert пишет о новом исследовании австралийских ученых, которые брали анализы крови у добровольцев с диагнозом COVID-19 на протяжении восьми месяцев. Пока это самый долгий период для наблюдений такого рода. У участников измеряли не только разные типы антител, но и реакцию разных типов клеток памяти на белки-мишени вируса. Оказалось, что концентрация нейтрализующих антител начинает снижаться уже через 20 дней после появления симптомов. Но в то же время и к концу наблюдения в образцах крови было достаточно В-клеток, чтобы обеспечить защиту. Их концентрация в какой-то момент тоже немного упала, но оставалась стабильно высокой со 150-го по 240-й день.
По словам авторов работы, это вселяет надежду, что и эффект от вакцин тоже может быть долговременным.
Нужно ли держать границы закрытыми? Многие страны сохраняют ограничения на въезд и выезд, принятые в начале пандемии. Россия с конца марта полностью закрыла границы, а сейчас сообщение восстановлено лишь с несколькими странами. В то же время ряд исследований говорит о том, что политика полной внешней изоляции изжила себя. Их выводы приводит журнал Nature.
Ограничения на поездки и закрытие границ смогли затормозить распространение болезни в начале вспышки. Такой вывод следует из обзора 29 исследований, который провели Карен Грепен, экономист в области здравоохранения из Гонконгского университета, и Келли Ли, исследователь, изучающий глобальное здоровье в Университете Саймона Фрейзера в Ванкувере. Но выгоды от закрытия границ потеряли значимость, когда государства развернули другие меры контроля — тестирование, отслеживание контактов и карантин. Если еще в мае международные путешественники были причиной более 10% от общего числа случаев COVID-19, то к сентябрю их вклад снизился в несколько раз.
По мнению экспертов, подход государств к пограничному контролю должен стать более выборочным. Например, они могли бы ограничивать въезд из стран с высокой распространенностью вируса, считает Марк Джит, специалист по моделированию инфекционных заболеваний в Лондонской школе гигиены и тропической медицины. Авторы статьи связались с экспертами ВОЗ. Те ответили, что изучают данные, и пообещали в скором времени опубликовать отчеты и новые рекомендации по этому поводу.
Для победы потребуется больше иммунизированных
Распространение вируса можно оценить по тому, сколько людей в среднем заражает конкретный носитель. Когда вокруг появляется все больше людей с иммунитетом, число новых зараженных падает. Когда каждый носитель заражает менее одной новой жертвы, вспышка начинает угасать. Поначалу эксперты в области здравоохранения считали, что для остановки болезни иммунитет должен сформироваться у 60–70% людей. Это предположение было основано на ранних наблюдениях из Китая и Италии. Но сейчас все больше специалистов сходятся в том, что этот процент должен быть выше. Об этом пишет New York Times.
Марк Липситч, эпидемиолог Гарвардского университета, отмечает, что ранние оценки из Уханя были позже пересмотрены, когда китайские ученые осознали, что недооценили число жертв первой волны. Также со временем стало ясно, что в статистику не попали многие бессимптомные носители. Наконец, ранние модели не учитывали случаи суперраспространения, когда один человек заражает сразу десятки и сотни других, — во время концертов, спортивных матчей, вечеринок и других массовых мероприятий.
С другой стороны, ученые все больше убеждаются в том, что сам вирус становится заразнее. "Итальянский штамм" с мутацией, известной как D614G, распространился намного быстрее, чем оригинальный уханьский вариант. А недавняя мутация, которая появилась в Великобритании, Южной Африке и других странах, может сделать вирус еще более заразным (но не более смертоносным).
Хотя эксперты ВОЗ по-прежнему исходят из более ранней оценки в 60–70% переболевших или привитых, директор по иммунизации Кэтрин О’Брайен считает этот диапазон заниженным. Точную цифру назвать трудно — это зависит от плотности населения. В густонаселенном мегаполисе может потребоваться 85% или даже 90% защищенных (в том числе привитых), чтобы остановить распространение вируса.
https://nauka.tass.ru/nauka/10354875
|