Как вспышку COVID-19 на рынке в Ухане в конце 2019 года косвенно связали с продававшимися там животными и что будет на новом этапе сосуществования с коронавирусом — в еженедельном обзоре зарубежных СМИ. В базе данных GISAID нашли результаты анализов образцов с рынка "Хуанань" в Ухане, с которым связаны первые случаи COVID-19.
Полученная информация позволяет предположить, что продававшиеся енотовидные собаки были заражены SARS-CoV-2 и что коронавирус, вероятно, все-таки перекинулся на людей с животных. Впрочем, полной уверенности в этом по-прежнему нет. Но ученых обнадежило, что, оказывается, новые сведения о событиях, случившихся три года назад, еще можно раздобыть. Об этом пишут The New York Times и Science.
Когда была выявлена вспышка еще не известной болезни, из-за подозрений "Хуанань" закрыли. Ученые несколько месяцев собирали образцы на рынке и в окрестностях, извлекали генетический материал и определяли, кому он принадлежит. Животных к тому времени уже убили, поэтому мазки брали со стен, полов, клеток, тележек.
В феврале 2022 года китайские ученые опубликовали результаты. В некоторых образцах они обнаружили SARS-CoV-2 и заявили, что коронавирус попал в них от работников и покупателей рынка, так как ДНК животных в них не было. По их мнению, это означало, что вспышка началась не на рынке. Эта версия согласуется с предположением, которое повторяют китайские чиновники, — что вирус возник за пределами КНР и каким-то образом был ввезен в страну. В свою пользу этот вывод могли истолковать и сторонники гипотезы об утечке из Уханьского института вирусологии.
Позже китайцы загрузили сырые данные в GISAID, но только 4 марта эволюционный биолог из французского Национального центра научных исследований обратила внимание, что в базе появилось больше геномов, связанных с рынком, и оповестила об этом коллег из других стран. Затем они вместе заново проанализировали данные.
Их особенно заинтересовал один образец. Он был взят с тележки, которой пользовались в определенной торговой точке. Один из членов команды посетил эту точку еще в 2014 году и сфотографировал енотовидную собаку в клетке поверх еще одной клетки, где держали птиц. Именно в таких условиях вирусы могут перекинуться на нового хозяина. Далее ученые обнаружили, что в образце был генетический материал как SARS-CoV-2, так и енотовидной собаки. Следуя правилам GISAID, исследователи обратились к коллегам, загрузившим геномы в базу, и предложили посотрудничать. После этого геномы были удалены из GISAID по запросу тех, кто их разместил.
Бывший глава Китайского центра по контролю и профилактике заболеваний (CDCD) Джордж Гао, который был среди тех, кто собирал и анализировал образцы, заявил Science, что ничего нового не выяснилось и что о незаконной торговле на рынке было давно известно. На вопрос о пропаже из GISAID он не ответил. Исследователи, проводившие повторный анализ, попросили CDCD и лично его сотрудников как можно скорее опубликовать пропавшие данные.
В образцах с генетическим материалом коронавируса также нашли ДНК циветт, других животных, подверженных заражению SARS-CoV-2, и человека. Одного этого недостаточно, чтобы доказать, что в том или ином месте действительно содержались зараженные особи, а если так и было, то неясно, инфицировали ли они людей. Но поскольку животных уже не было, когда ученые брали образцы, более надежные свидетельства вряд ли появятся. Повторный анализ еще не окончен, так что, возможно, ученые найдут новые зацепки.
"Новый этап ковида"
Люди, которые теперь появляются на свет, поголовно заразятся SARS-CoV-2 и приобретут иммунитет в раннем детстве. The Atlantic пишет о "новом этапе ковида" и рассуждает, что от него зависит, как дальше сложатся наши отношения с коронавирусом. У большинства уже сейчас в той или иной мере есть иммунитет к SARS-CoV-2. Число новых случаев болезни и госпитализаций, по-видимому, стабилизируется, а по мере того, как средний возраст впервые заразившихся будет дальше уменьшаться, COVID-19 может превратиться в "еще одну простуду". Но судить об этом с уверенностью можно будет только через десятки лет.
Многие вирусные инфекции, включая COVID-19, полиомиелит, ветрянку, паротит, корь и другие, значительно опаснее для взрослых, чем для детей. Причина этого не всегда понятна. Скорее всего, отчасти дело в том, что дети обычно в целом здоровее. Также в нескольких исследованиях показано, что их организм вырабатывает больше защитных белков-интерферонов и Т-клеток, но с младших или средних классов школы это преимущество быстро сходит на нет.
Как бы то ни было, детям с COVID-19 намного реже требуется госпитализация и интенсивная терапия, и у них реже бывает постковидный синдром. Хотя известны случаи мультисистемного воспалительного синдрома — редкой, но опасной патологии, — их, похоже, становится все меньше.
Как правило, в первый раз COVID-19 протекает тяжелее всего. Можно предположить, что переболевшие в детстве без особых осложнений не столкнутся с ними и в будущем. Часть людей во всех возрастных группах будет и дальше попадать в больницы, кто-то умрет, а кто-то будет долго бороться с осложнениями, но эксперты надеются, что таких будет все меньше. Вероятно, так получилось со штаммом гриппа, который вызвал пандемию испанки сто лет назад, и другим коронавирусом, OC43, перекинувшимся на людей, как считается, в XIX веке.
Но если COVID-19 и будет приносить меньше проблем, то не обязательно так мало, как хотелось бы. За пандемию от него умерло более 2 тыс. американцев в возрасте до 18 лет — хотя это крошечная доля от общего числа, COVID-19 все равно стал самой распространенной причиной смерти в этой возрастной группе. Осложнения тоже могут быть редкостью, но это не утешит тех, кто с ними столкнется. Наконец, каждое следующее заражение может привести к повреждению органов.
Из-за дальнейшей эволюции вируса предшествующие заражения и вакцинации могут и не обеспечить надежную защиту, а у пожилых людей иммунная система в принципе работает хуже. Хотя пандемий гриппа давно не было, в США от этой болезни ежегодно умирают десятки тысяч человек.
Из исследований гриппа также известно, что иммунная система лучше справляется с той разновидностью вируса, которая попала в организм первой, а с остальными справляется хуже. Кое-какие данные указывают, что то же самое происходит с SARS-CoV-2. Частично эту проблему можно было бы решить ранней вакцинацией препаратами, нацеленными сразу на несколько разновидностей коронавируса. Но даже сейчас от COVID-19 прививается мало детей.
https://nauka.tass.ru/nauka/17297199
|