Ученые проанализировали данные более 350 тысяч участников британского биобанка и выяснили, что 15 факторов достоверно связаны с более высоким риском развития деменции в молодом (менее 65 лет). Как сообщается в JAMA Neurology, основными факторами риска стали низкий уровень образования, низкий социально-экономический статус, наличие вариантов гена APOE4 и как отсутствие употребления алкоголя, так и алкоголизм.
Деменцию, которая развивается у людей младше 65 лет, называют ранней. По разным оценкам, глобальная заболеваемость ранней деменции составляет 3,9 миллиона человек. И, хотя распространенность этого типа деменции невелика по сравнению с классическим вариантом этого нейродегенеративного заболевания, она сильнее влияет на людей из-за раннего развития недееспособности.
Выявление факторов риска (модифицируемых и немодифицируемых) ранней деменции могло бы помочь в разработке профилактических мероприятий. Ранние исследования в основном были сосредоточены на генетических факторах риска, среди которых лидирующую роль играют варианты гена аполипопротеина Е (APOE). Однако мало что известно о модифицируемых факторах риска ранней деменции.
Стиви Хендрикс (Stevie Hendriks) из Маастрихтского университета совместно с коллегами из Великобритании проанализировали данные 356052 участников британского биобанка (197036 из них были женщины). Средний возраст выборки составил 54,6 года. В течение 2891409 человеко-лет (средняя продолжительность наблюдения 8,12 года; медиана наблюдения 9,18 года) зафиксировано 485 смертей. Из 39 первоначально отобранных факторов риска, 30 имели значительную связь с ранней деменцией.
Люди с более высоким уровнем образования рисковали меньше, чем люди с более низким уровнем образования. Риск ранней деменции повышался у людей с низким социально-экономическим статусом, а умеренное или высокое потребление алкоголя имело более слабую связь с ранней деменцией, чем полный отказ от алкоголя. При этом алкоголизм повышал риск раннего развития деменции. Что касается социальной изоляции, то участники, которые общались с друзьями или семьей раз в месяц и реже, имели более высокий риск развития ранней деменции, чем те, кто посещал друзей или семью чаще. Также риск раннего развития деменции повышался при дефиците витамина D (уровень витамина менее 10 нанограмм на миллилитр) и высоком уровне С-реактивного белка (более одного миллиграмма на децилитр).
Примечательно, что более высокая сила кистевого сжатия ассоциировалась с низким риском ранней деменции. А вот нарушение слуха, ортостатическая гипотензия, инсульт, диабет, болезни сердца и депрессия, а также различные варианты гена APOE4 были связаны с высоким риском ранней деменции. Кроме того, некоторые факторы риска зависели от пола: так, у мужчин с диабетом риск развития деменции был выше, чем у мужчин без диабета, а у женщин статистическая связь с диабетом вообще отсутствовала. Женщины с высоким уровнем С-реактивного белка имели более высокий риск развития деменции по сравнению с женщинами с низким уровнем белка, в то время как у мужчин белок никак не влиял на риск развития деменции (во всех сравнениях факторов риска статистическая значимость достигала значений p < 0,05).
В целом, это исследование показывает, что для ранней деменции существуют модифицируемые факторы риска. Следовательно, можно разработать полноценные программы профилактики ранней деменции, благодаря воздействию на эти факторы риска.
Известно, что фактором риска развития деменции выступает загрязненный воздух, однако мало что известно про непосредственный механизм такого воздействия. Но вскоре это изменится: в 2024 году британские ученые проведут клиническое исследование, в котором добровольцы с семейной историей деменции будут вдыхать различные загрязнители воздуха — древесный дым, выхлопные газы, чистящие средства и выбросы от готовки пищи.
https://nplus1.ru/news/2023/12/27/young-onset-dementia
|