Разработка специальных спреев для экстренной профилактики COVID-19, цена несправедливого распределения вакцин и прощение друг друга за сказанное и сделанное во время пандемии — в еженедельном обзоре зарубежных СМИ Несколько научных групп разрабатывают спреи, которые обеспечивали бы краткосрочную, зато мгновенную защиту от заражения вирусами, в том числе SARS-CoV-2.
Несмотря на многообещающие результаты, перед учеными стоят несколько сложных проблем. Об этом пишет Nature. Для борьбы с коронавирусом применяются вакцины. Они хорошо защищают от осложнений COVID-19, но намного реже предотвращают заражение. А противовирусные препараты вообще не предназначены для профилактики инфекции — ими лечат болезнь. Чтобы не заразиться, люди носят маски, но это неудобно. Спреи, препятствующие проникновению вируса в организм, могли бы обеспечить дополнительную защиту.
Разработка профилактических средств началась задолго до пандемии COVID-19. Так появились осельтамивир против вирусов гриппа и комбинированный препарат с тенофовиром и эмтрицитабином против ВИЧ. Но и то, и другое выпускают в таблетках. В виде спрея используется только средство под торговой маркой First Defence, защищающее от "простудных" вирусов.
Для предотвращения коронавирусной инфекции ученые проверяют по меньшей мере три класса веществ. Одни напоминают антитела и выводят из строя вирусные частицы, присоединяясь к их белкам. Другие представляют собой короткие цепочки аминокислот.
Среди них есть средство, мешающее вирусу слиться с клеткой хозяина. Его проверяли на шести хорьках, вводя по разу в день в течение двух суток. Находясь рядом с больным сородичем, они не заразились, в отличие от получивших плацебо. Дальше ученые хотят испытать препарат еще на каких-нибудь животных, а в случае успеха приступить к испытаниям на людях.
Ученые из Канады исследуют средство на основе малой молекулы, блокирующей человеческий фермент, который необходим вирусу. В экспериментах мыши все-таки заразились, но в их легких было значительно меньше вирусных частиц, чем у животных, которым ввели физраствор. Теперь команда пытается доработать молекулу. Обе исследовательские группы сотрудничают с фармацевтическими компаниями, чтобы вывести препараты на рынок. Но чтобы преуспеть, им нужно решить несколько проблем.
- Во-первых, нос устроен так, что в нем не задерживаются попавшие туда вещества. В принципе, спрей можно было бы вводить почаще, но тогда меньше людей будут это делать.
- Во-вторых, вирус способен проникнуть еще в рот, глотку или даже легкие. Не исключено, что для введения понадобится небулайзер, а это осложняет дело.
- В-третьих, для проверки профилактических средств требуются большие и дорогие клинические исследования. Из-за этого у фармацевтических компаний пропадает интерес.
Тем не менее предотвращающие заражение спреи очень пригодились бы, особенно там, где люди не носят маски, например в школах.
Если бы богатые делились вакцинами, можно было бы предотвратить более миллиона смертей
Математическое моделирование показало, что более справедливое распределение вакцин против COVID-19 в 2021 году могло бы значительно сократить смертность в странах с низкими и средними доходами. Об исследовании рассказывает Nature.
К концу прошлого года почти половина людей на планете получила две дозы вакцин против COVID-19. Но если в богатых странах этот показатель составлял порядка 75%, то в некоторых бедных — менее 2%. В богатых странах вакцин было в избытке, там собирались привить детей, у которых болезнь сравнительно редко протекает в тяжелой форме. В бедных же не везде удалось привить даже тех, кто относится к группам повышенного риска.
Чтобы построить математическую модель, эпидемиологи из Уорикского университета использовали данные об избыточной смертности и доступности вакцин. При моделировании рассматривались только поставки. Ученые не учитывали некоторые существенные факторы, например наличие инфраструктуры для хранения и введения вакцин.
Они пришли к выводу, что более справедливое распределение препаратов позволило бы предотвратить 1,3 млн смертей по всему миру. Если бы богатые страны вдобавок оставили ограничительные меры для борьбы с распространением коронавируса, то этот показатель мог бы вырасти до 3,8 млн.
Ранее та же исследовательская группа применила схожий метод моделирования, но использовала другие данные. Тогда ученые пришли к выводу, что 45% смертей от COVID-19 в странах с низкими доходами можно было бы предотвратить, если бы к концу 2021 года в них были привиты 20% жителей (такой была цель международной программы помощи COVAX). Как отметил один из авторов исследования, более справедливый доступ к вакцинам также мог бы замедлить появление новых вариантов коронавируса.
Результаты подобных исследований пригодились бы для подготовки к следующим пандемиям. Хотя кому-то покажется наивным ожидать, что страны станут делиться запасами до того, как привьют собственных граждан, компромисс все-таки можно найти.
"Пандемийная амнистия"
Нам следует простить друг друга за сказанное и сделанное во времена, когда мы толком не понимали, с чем имеем дело. К этому призывает экономист Эмили Остер в колонке для The Atlantic. Остер вспоминает, что в апреле 2020 года они всей семьей часто гуляли на природе. С собой они брали самодельные маски. Если на пути им попадался незнакомец, кто-то из домочадцев подавал сигнал, что пора закрыть лицо. Все это было напрасно. Коронавирус крайне редко передается на свежем воздухе, а от банданы на носу практически нет толка. Но позапрошлой весной никто не знал этого наверняка.
Из-за пандемии всем приходилось делать выбор в условиях крайней неопределенности. Взять, к примеру, закрытие школ или выбор вакцин. Некоторые решения оказались не лучшими, но, как правило, не из-за злого умысла (хотя кое-кто все же пытался ввести в заблуждение остальных и делал безответственные заявления: Остер приводит в пример историю с введением внутрь чистящих средств для защиты от инфекции).
Почти по каждому вопросу высказывались самые разные мнения. Какие-то неизбежно оказались правильными, а какие-то ошибочными, причем иногда правыми оказывались те, кто исходил из ложных предпосылок: им просто повезло. Теперь у правых может возникнуть желание позлорадствовать, а у ошибившихся — уйти в защиту и отстаивать позицию, которая не соответствует фактам. Но если подсчитывать, кто сколько очков заработал, то это помешает разобраться с накопившимися проблемами, например в сферах образования и здравоохранения.
Остер предлагает простить ошибки и обиды (но не заведомую ложь). Она вспоминает расхожее утверждение о том, что забывшие историю обречены ее повторить. Но, по ее мнению, в той же петле можно застрять, если зациклиться на ошибках.
https://nauka.tass.ru/nauka/16238575
|