Дальнейшая эволюция SARS-CoV-2, неожиданный спад заболеваемости в Великобритании, где отменили почти все ограничения, и расчеты порога коллективного иммунитета — в обзоре зарубежных СМИ. Вариант "дельта" — более заразный и, возможно, более патогенный по сравнению с исходным SARS-CoV-2, вызывает вопрос: может ли эволюция сделать коронавирус еще хуже и насколько? Vox попытался найти ответ.
Про каждый новый вариант с отличающимися свойствами ученые говорят, что его появление было ожидаемо. Но спрогнозировать, как эволюция пойдет дальше, они не могут. Генетический код коронавируса состоит примерно из 30 тыс. "букв". Это сравнительно мало, но все равно дает слишком много возможных мутаций, чтобы проверить каждую. Вдобавок иногда мутации играют роль только в комбинации с другими мутациями, что намного усложняет задачу.
В вирусах нас интересуют три свойства: контагиозность (как легко он передается), вирулентность (насколько тяжелую болезнь вызывает) и способность ускользать от иммунной системы. Вероятно, эти свойства не могут усиливаться бесконечно: если вирус инфицирует или убьет всех людей, то не сможет передаваться дальше. Но где пролегает предел, никто не знает.
Одни свойства могут развиваться в ущерб другим. Например, можно предположить, что вирус, неуязвимый для выработанных после болезни или вакцинации антител, будет менее эффективно заражать человеческие клетки, ведь антитела в основном метят в то место, которым SARS-CoV-2 связывается с нашими рецепторами. Но пока это просто предположение.
С большей уверенностью можно сказать, что коронавирус вряд ли найдет новые пути передачи. Сейчас он передается по воздуху — не стоит беспокоиться, что когда-нибудь опасность будут представлять загрязненные поверхности. То же касается и других свойств: уже имеющиеся могут измениться в ту или другую сторону, но новые, скорее всего, не появятся.
Также вероятно, что постепенно эволюция SARS-CoV-2 замедлится: на это указывают другие вирусы. Но речь не о месяцах, а о годах. У вируса тем больше шансов мутировать, чем больше людей заражено. Еще и поэтому нужно продолжить вакцинацию.
Почему в Великобритании спадает заболеваемость, хотя ограничения сняты?
Мрачные прогнозы не сбылись. Несмотря на отмену почти всех ограничений, число новых случаев COVID-19 в Великобритании за две недели сократилось более чем вдвое: с 54,7 тыс. до 22,3 тыс. Ученые теряются в догадках, почему это происходит, но осенью ожидают еще один подъем заболеваемости. Об этом пишет Nature.
Вероятно, нынешнее снижение обусловлено не коллективным иммунитетом. Число новых случаев COVID-19 падает повсюду в стране, а коллективный иммунитет, по идее, достигается неравномерно. В Великобритании полностью вакцинированы 70% взрослых, но уязвимых людей по-прежнему предостаточно. В основном болеют люди в возрасте 16–24 года, среди которых многие не привиты или получили только одну дозу.
Возможно, снижение получается таким значительным из-за того, что пик в середине июля был очень высоким. Не в последнюю очередь он был обусловлен чемпионатом Европы по футболу, когда люди собирались вместе, чтобы посмотреть игры. Чемпионат закончился.
В Великобритании используют государственное мобильное приложение для отслеживания контактов. Во время и вскоре после чемпионата многие получили оповещение о контакте с зараженными и были вынуждены сидеть дома. Может быть, это тоже замедлило распространение вируса.
Примерно 23 июля школы в Англии закрылись на каникулы. С тех пор прошло слишком мало времени, чтобы это существенно повлияло на статистику, но часть школьников закончила учиться еще раньше, а около 20% находились в изоляции из-за контактов с зараженными.
Свою роль могли сыграть и другие факторы: хорошая погода, из-за которой британцы выбрались на улицу; меньшее количество тестов на COVID-19 (правда, доля положительных тестов тоже снизилась).
Кое-какие данные указывают, что число заражений снова поползло вверх, но с уверенностью об этом можно будет говорить через несколько дней или недель. Дальше многое будет зависеть от поведения людей, а его предсказать нельзя. Шотландия прошла пик чуть раньше Англии, и там заболеваемость пока остается низкой. Но в сентябре школьники и студенты вернутся на занятия, а работники — в офисы, вдобавок защита у первых вакцинированных к тому времени может ослабнуть, так что осенью стоит ждать еще одну волну COVID-19.
Придется ли вакцинировать детей?
Из-за варианта "дельта" нужно вакцинировать всех людей в возрасте от пяти лет, чтобы сформировать коллективный иммунитет. Но коллективный иммунитет не единственная цель, к которой можно стремиться. Об этом в колонке для The Conversation пишет австралийский эпидемиолог Эмма Макбрайд.
В Австралии спорят, как дальше жить во время пандемии. Согласно модели, которой руководствуется правительство страны, требуется вакцинировать 70–80% взрослых — тогда можно снимать ограничения. Макбрайд и ее коллеги построили другую модель. Согласно ей, вакцинировать даже всех взрослых будет недостаточно.
Настраивая модель, ученые исходили из того, что зараженный вариантом "дельта" передаст вирус в среднем пяти — десяти людям. Из-за повышенной контагиозности этот показатель минимум вдвое больше, чем для исходного SARS-CoV-2. Также Макбрайд и ее коллеги учли, что частота контактов людей зависит от возраста, причем близкие по возрасту контактируют друг с другом чаще. Наконец, в модель заложено, что после вакцинации можно заразиться, заболеть, передать вирус другим.
Простейшие расчеты показывают, что в случае с уханьским вариантом вируса для формирования коллективного иммунитета нужно вакцинировать 60% людей, а с "дельтой" — уже в районе 80%. Но с учетом отличий между возрастными группами расклад еще хуже. Из-за высокой контагиозности "дельты" дети будут заражать друг друга, даже если привить большинство взрослых. Также известно, что эффективность вакцин AstraZeneca и Pfizer с этим вариантом снижается.
Если зараженный "дельтой" передает вирус в среднем пяти людям, то коллективный иммунитет сформируется, если вакцинировать 85% людей, включая детей от пяти лет. Без этого придется оставить некоторые ограничения: маски, дистанцирование. Но можно не зацикливаться на числе новых случаев COVID-19 и постараться защитить самых уязвимых.
Коллективный иммунитет не единственная цель, к которой следует стремиться. Высокий уровень вакцинации все равно снижает риски для тех, кто не может или не хочет прививаться, а тем более для самих вакцинированных. Прививать сначала пожилых и людей из групп риска — разумное решение. Затем следует сосредоточиться на ключевых разносчиках вируса. В Австралии это старшие подростки и молодые взрослые. Вакцинировать ли детей — спорный вопрос. Но при его обсуждении следует учитывать возможную пользу от коллективной защиты и возвращение свобод.
https://nauka.tass.ru/nauka/12073935
|