Как и обещали многие нибирологи накануне 21-го мая, с наступлением этой даты Земля столкнулась с резким увеличением сейсмической и вулканической активности. Так, после М7.4 и М6.5 в Китае еще одно М6.5 случилось на Фиджи, после чего в Южной Америке проснулся вулкан Сангай и сразу следом за ним или чуть ранее – знаменитый вулкан Ньирагонго, расположенный на границе между Конго и великой страной Руандой:
Таким образом буквально за сутки на планете включились два вулкана и прошла серия сильных землетрясений, причем всё как-то по Евразийскому краю Тихоокеанской плиты – М5.0+ за несколько дней там было штук десять, что заставляет ждать землетрясения в американском раю. Однако, не это в данный момент главное, поскольку главным является извержение вулкана Ньирагонго.
Ньирагонго – вулкан гавайского типа, что хорошо видно по роликам с лавой. Лава там очень интересная – высокотемпературная и жидкая, что обеспечено температурой и химическим составом. В результате, когда извергается обычный вулкан, толщина лавового потока достигает метров и лава движется медленно, позволяя местным жителям не спеша эвакуироваться. Но, когда извергается Ньирагонго – толщина лавовых потоков составляет сантиметры, то есть течет там всё крайне быстро, как вода и люди часто оказываются отрезанными от дорог и попадают в ловушку.
Кроме того, тонкий поток лавы плохо держит температуру, что тоже привносит свои особенности в извержение. Так, если сильный поток лавы обычно смывает все на своем пути, то при извержении Ньирагонго натыкаясь на отдельно стоящее дерево лава как бы подскакивает вверх и застывает в виде торосов, создавая причудливые ландшафты.
Наконец, третья особенность вулкана – наличие в его кратере лавового озера, которое бурлит там постоянно. Всего таких вулканов на планете штуки три или даже два – после того как в начале прошлого века подобное озеро на гавайском Килауэа исчезло. Озеро там не плещется по краям, а находится как бы на дне двухкилометровой трубы, по которой лава скачет, как столбик барометра. Давление внизу повышается – лава идет вверх, не давая случится извержению. Иногда столб получается таким высоким, что давление в основании столба буквально разрывает гору, как это было в январе 1977-го года. Вулкан не проявлял накануне никакой особой активности (дым над ним есть всегда) и лава просто тихо поднималась, пока гора не треснула и лава не начала стремительно вытекать, убив кучу людей. Очевидно, подобный механизм был и сейчас.
Теперь на очереди вулкан Ньямлагира – он находится совсем рядом с Ньирагонго и обычно они включаются парой, поэтому самым умным поступком местных будет уносить ноги заблаговременно, что они никогда не делают со времени начала геологических наблюдений – то есть приезда в страну первых миссионеров в пробковых шлемах.
Наконец, снова вернемся к самой интересной части Ньирагонго – озеру лавы на его дне. Это озеро не может существовать по законам физики, поскольку, входя в контакт с атмосферой лава должна остывать и создавать пробку – как и происходит на всех прочих вулканах. Но пробка на Ньирагонго почему-то не образуется, что с прошлого века ставит геологов в тупик. Согласно одной из теорий вулкан настолько пронизан лавовыми каналами, что при разрезе напоминает термитник, поэтому озеро постоянно поддерживает контакт с жидкими породами и не остывает. Однако, у местных колдунов на этот счет своя версия и мы ей верим больше, чем прославленным адептам с бородами и в очках.
Как пишет Гарун Тазиев – самый знаменитый вулканолог прошлого века, который открыл для бледнолицых миссионеров лавовое озеро Ньирагонго и даже туда отважно спускался – по местным поверьям где-то в недрах Ньирагонго живет какой-то важный вулканический бог, с которым можно или подружиться, или нет. Господин Тазиев подружился и потому после посещения Ньирагонго чуял предстоящие эпические извержения как бы спиной. Так, пока все прославленные вулканологи, высунув язык и потея водили обслюнявленным пальцем по ленте сейсмографа, вангуя, где долбанет и куда покупать билеты, господин Тазиев просто брал оборудование, ехал к какому-то спящему вулкану, разбивал лагерь, предварительно настоятельно рекомендуя местным сматываться – и ждал часа часа Ч, который наступал не позднее, чем через пару недель. И оптом все удивлялись: ОТКУДА он знал!?
В детали, конечно, господин Тазиев не вдается, но общая суть его замечаний сводится к тому, что если на Ньирагонго началось извержение – значит обитающие на литосфере гуманоиды или как-то прогневили подземного вулканического царя, или этот царь проснулся не с той ноги, что, собственно в плане прогнозов уже без разницы. И как следствие такого стечения обстоятельств по всему миру, в самых неожиданных местах начнет бахать – пойдет просто полоса извержений и эпических землетрясений, так что следим за развитием событий.