Терапевт Д. Клэй Акерли из Вашингтона в колонке для Vox рассказал о 50-летнем пациенте, который заболел COVID-19 дважды с разницей в три месяца, причем если в первый раз его беспокоили только легкий кашель и боль в горле, то потом у него был жар, одышка, кислородное голодание. Ранее врач из Нью-Джерси рассказывал о похожих случаях.
Акерли допускает, что его пациент просто не выздоровел до конца: иногда симптомы COVID-19 остаются месяцами (мы писали об этом в одном из обзоров прессы). Но терапевт считает это маловероятным, потому что между болезнями тесты на коронавирус дважды дали отрицательный результат и шесть недель мужчина чувствовал себя хорошо.
После первого раза не проверяли наличие антител, но их и находят не у всех людей, перенесших инфекцию, а у остальных их концентрация быстро падает. Есть надежда, что переболевшие без антител защищены благодаря клеточному иммунитету, но описанный случай заставляет в этом усомниться. Кроме того, известно, что иммунитет к другим коронавирусам сохраняется недолго.
Если несколько человек правда повторно заразились, то, возможно, нам так и не удастся выработать коллективный иммунитет естественным путем. Не исключено, что и вакцины обеспечат только кратковременную защиту, если их вообще удастся сделать. Наконец, переболевшие думают, что вирус им больше не страшен, а сами они не представляют опасности для окружающих, поэтому ведут себя менее осмотрительно.
Пока рано судить, исключение эти случаи или правило, но не следует просто ждать, пока появятся лекарства и вакцины. Нужно носить маски, мыть руки, соблюдать дистанцию друг от друга, а власти должны массово тестировать людей, изолировать заразившихся и отслеживать их контакты.
Что если SARS-CoV-2 действительно передается по воздуху
На прошлой неделе наделало шума открытое письмо более чем 200 ученых, которые обратились ко Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), чтобы та признала: новый коронавирус передается по воздуху. Возникшие вопросы разобрал The Guardian.
Согласно определению ВОЗ, под передачей по воздуху имеется в виду, что заразиться можно через капли слизи диаметром меньше пяти микронов, которые содержат вирус, подолгу висят в воздухе и распространяются на расстояние больше метра (первое время считалось, что опасность представляют только более крупные капли, быстро оседающие на поверхностях, — прим. ТАСС).
Насколько это распространенный путь заражения, по-прежнему неясно. Лабораторные эксперименты показывают, что такое в принципе возможно. У опрошенных The Guardian экспертов нет общего мнения, но один из тех, кто подписал открытое письмо, полагает, что иначе не объяснить крупные вспышки, как, например, во время репетиции хора.
Тканевые маски могли бы послужить защитой для окружающих, если тот, кто ее носит, заражен. Чтобы защититься самому, нужен респиратор N95 (в статье MIT Technology Review на эту же тему один эксперт сказал, что маски чрезвычайно важны, а другой — что маски хуже задерживают крошечные капли. Тем не менее специалисты все чаще призывают носить маски везде, где есть другие люди, — прим. ТАСС).
Авторы открытого письма ВОЗ написали, что, кроме масок, мытья рук и дистанцирования, нужно усовершенствовать вентиляцию помещений, установить воздушные фильтры и проводить обработку ультрафиолетом. Эксперт The Guardian думает, что если вирус действительно передается по воздуху, то следует закрыть бары, тренажерные залы, расстояние между людьми должно быть больше двух метров, а в больницах надо носить респираторы N95. Другой эксперт говорит, что придется держать окна открытыми, причем даже зимой.
Насчет кондиционеров в статье приводится заключение Европейского центра по контролю и профилактике заболеваний. С одной стороны, кондиционеры могут отфильтровать сравнительно крупные капли, но мелкие способны разлететься дальше, чем в обычных условиях. Пока неизвестно ни одного случая заражения из-за кондиционера.
Радиация против пневмонии
В первой половине XX века врачи пытались лечить пневмонию рентгеновскими лучами, и у них это якобы получалось. Теперь лучевую терапию испытывают на больных COVID-19, но не все специалисты одобряют этот подход, пишет STAT.
Тяжелые случаи COVID-19 часто сопровождаются пневмонией, а вызывает ее, предположительно, чрезмерная реакция иммунной системы. Врачи рассчитывают, что малая доза радиации способна подавить воспаление и спасти человека.
Зарегистрировано более десятка клинических исследований в Италии, Испании, Иране, Индии и США, в ходе которых проверят перспективную терапию. В 1920–40-х годах так лечили пневмонию у пациентов с гриппом. В статьях, опубликованных в те времена, говорится о 75–90-процентной эффективности. Одно маленькое исследование уже провели и с больными COVID-19, оно дало многообещающие результаты.
Но противники предупреждают о недостатках и опасностях.
Чтобы как следует проверить лучевую терапию, нужны большие исследования. Пока их проведут, появится что-нибудь получше, например лечение стероидами. Стероиды безопаснее, а механизм их действия лучше обоснован теоретически.
Радиация способна убить клетки иммунной системы, тогда больным будет хуже.
Ранее эксперименты показали, что радиация играет на руку некоторым вирусам.
Радиация помогала пациентам с артритом, но при COVID-19 воспаление намного сильнее, поэтому рентгеновские лучи могут оказаться недостаточно эффективными.
Неясно, почему вообще коронавирус вызывает настолько мощное воспаление, причем не у всех людей.
Сначала стоило бы проверить лучевую терапию на приматах, а не на людях.
Во многих больницах не хватает пациентов для клинических испытаний лекарств, которые могут оказаться лучшей альтернативой.
Облучение повышает риск появления рака, пусть он и остается маленьким.
Неясно, в какой момент лучше назначать лучевую терапию.
Но клинические испытания для того и нужны, чтобы ответить на часть из этих вопросов. Сторонники лучевой терапии говорят, что такое лечение не рассчитано на всех, но больным в критическом состоянии, которым ничего не помогает или которых нечем лечить, оно оставляет надежду.
Подготовил Марат Кузаев
https://nauka.tass.ru/nauka/8989891
|