Как бы мы ни старались успеть с вакциной против гриппа, она всё равно будет готова в лучшем случае к тому моменту, когда эпидемия достигнет пика. Пока врачи выясняют особенности нового вирусного штамма, чтобы запрограммировать на них наш иммунитет, пока сам иммунитет поймёт, что от него требуется, проходит время, а вирус, разумеется, делает своё чёрное дело, без выходных и праздников гуляя по миру.
Поэтому учёные всё чаще задумываются над тем, что нужно сменить сам подход к созданию вакцины — чтобы, образно говоря, успевать бежать впереди эпидемической волны.
Пар лет назад Джеймсу Уилсону из Университета Пенсильвании (США) пришло в голову, что для ускорения иммунного ответа стоит воспользоваться методами генной инженерии, ведь с её помощью можно переключить иммунные гены, быстро настроив организм на нужный ответ очередному штамму гриппа. Обычные вакцины, напомним, используют отдельные характерные антигены вирусов: фрагменты вирусных белков вводятся человеку, его иммунитет распознаёт чужеродные молекулы и учится производить антитела, и когда в организме появится настоящий вирус, иммунная система будет во всеоружии.
Идея г-на Уилсона и его коллег заключалась в том, чтобы обойти необходимость всякий раз настраивать иммунитет против нового штамма. Для этого нужно было просто ввести в организм ген, кодирующий некое гибридное антитело, которое могло бы ответить на бóльшую часть разновидностей гриппа (а такие антитела вполне возможны). Ввести ген можно, например, с помощью модифицированного вируса. Но, разумеется, все клетки организма настраивать на производство антитела нет надобности, достаточно проделать эту операцию с эпителиальными клетками слизистой носа, ведь именно они первыми встречают вирус.
В своих экспериментах учёные использовали аденоассоциированный вирус: он безопасен для человека и часто используется в генномодифицирующих процедурах как доставщик нужных лечебных генов (например, с его помощью пробуют лечить муковисцидоз). Антитело, геном которого снабдили вирус, было в состоянии связываться сразу с широким спектром гриппозных штаммов. Мышей, на которых испытывали генную терапию, заражали смертельными дозами нескольких разновидностей гриппа, в том числе H1N1 1918 (известен как «испанка») и тремя штаммами птичьего гриппа H5N1. Животных, которым не вводили генетического лекарства, пришлось вскоре усыпить, чтобы не мучались. Те же, кого «награждали» аденоассоциированным вирусом с геном антитела широкого профиля, выживали — их клетки были защищены от вируса гриппа.
Вакцину вводили в нос, то есть никаких сложных инвазивных процедур не требовалось. Результаты экспериментов учёные опубликовали в Science Translational Medicine.
Надо сказать, что первые опыты такого рода начали ставить в начале 2000-х, однако здесь всё зависит не столько от остроумия первоначальной идеи, сколько от того, насколько эффективным будет окончательный метод. То, что генетическая вакцина работает против многих видов гриппа, в том числе против самых «легендарных», и то, что вакцину можно просто вводить в нос, — всё это, безусловно, впечатляет. Однако пока что исследователи не уверены, что вакцина сможет защитить организм на всё время эпидемии, оттого пока срок действия «хорошего» вируса ограничивается тремя месяцами.
Кроме того, не стоит забывать о возможных неприятностях, связанных с внедрением гена в организм. Даже если учёным удастся доказать безопасность своей вакцины, всё равно придётся потратить немало сил, чтобы побороть общественное мнение, ибо у всех ещё долго будет стоять перед глазами тень Джесси Джелсингера, погибшего в 1999 году как раз при испытаниях геннотерапевтического метода лечения.
http://compulenta.computerra.ru/chelovek/meditsina/10007046/
|