В США достаточно давно ведут статистику погибших от природных пожаров. За время подсчетов число жертв заметно упало. Например, в 1978 году их официально (далее мы покажем, почему это слово важно) было 7395 человек. В 2003-м — 3925 человек, а в 2018-м — только 3655.
Как правило, общая площадь природных пожаров в Штатах за год не превышает 25 тысяч квадратных километров, хотя еще сто лет назад превышала 100 тысяч квадратных километров. Для сравнения, в России в 2021 году площадь только лесных пожаров превысила 180 тысяч квадратных километров (об основных причинах такого роста Naked Science уже писал). При этом гибнет от природных пожаров у нас формально намного меньше людей, поскольку возгорания происходят в основном в слабонаселенной азиатской части страны.
В новой работе американских исследователей в Environmental Research Letters сделана попытка посчитать жертв природных пожаров в Штатах более полно — с учетом количества жертв от мощного загрязнения воздуха, непременного спутника природных пожаров. Как известно, древесина в норме при сгорании дает существенно больше микрочастиц диаметром 2,5 микрометра и менее, чем даже уголь (рекордсмен по выбросам микрочастиц для стандартных ископаемых топлив). Микрочастицы столь малых размеров свободно попадают через легкие в кровь, где становятся центрами тромбообразования, серьезно повышая частоту инфарктов и инсультов.
Авторы нового исследования изучили влияние микрочастиц от природных пожаров в США (без Аляски и заморских территорий) за 2003-2018 годы. Они выяснили, что в зависимости от числа пожаров в том или ином году такие пожары дают от 5 до 10% микрочастиц (от 2,5 микрометра и менее), вообще попадающих в воздух этой страны.
Это очень высокие показатели, поскольку в лесных пожарах сгорает не так много древесной массы, а ископаемых топлив в Штатах за год сжигают более миллиарда тонн (свыше трех тонн на душу населения). Однако высокие удельные выбросы микрочастиц при сгорании древесины и растительной биомассы позволили ей внести непропорционально большой вклад в общее загрязнение воздуха.
В зонах активных пожаров, как отмечается в работе, концентрация микрочастиц 2,5 микрометра и менее достигала 5000 микрограммов на кубометр воздуха. Так называемый безопасный уровень (многие ученые считают его лишь условно безопасным) концентрации микрочастиц в США — 35 микрограммов на кубометр.
Число жертв от этих микрочастиц для года со слабыми пожарами (2003-й) составило 7,3 тысячи человек, а для года с серьезными пожарами — 20,0 тысячи. Для расчетов авторы работы использовали сравнение смертности в зонах, близких к природным пожарам, со смертностью в тех же возрастных группах, но в зонах более далеких от пожаров. Получается, для 2003 года реальное число жертв от природных пожаров втрое выше официального, а для 2018-го — примерно в полдюжины раз выше официального.
Следует отметить, что авторы пресс-релиза, посвященного новому исследованию, и представители западного научпопа поняли выводы работы некорректно. В частности, там утверждают, что 80% всех жертв микрочастиц в США погибли именно от микрочастиц, принесенных природными пожарами. В действительности в работе написано совсем другое: 80% из 20 тысяч жертв пожаров в 2018 году скончалась от тех природных пожаров, что вызвал человек. Еще 20% умерли от микрочастиц, образовавшихся в пожарах от ударов молний и других природных причин. Реальное число жертв микрочастиц в США сильно выше сотни тысяч человек в год — основная их часть приходится на жертв ТЭС и автомобилей.
Американская работа интересна тем, что показывает существенную недооценку вреда природных пожаров для общества. В России большинство таких пожаров происходят вдалеке от зон плотного расселения людей, однако и общий объем сгоревшей биомассы у нас в среднем больше.
Получается, и в нашей стране число жертв микрочастиц от таких пожаров может быть радикально выше, чем число тех, кто погиб в их пламени. Тот же вывод справедлив для мира в целом.
Стоит отметить, что на планете в целом площадь природных пожаров серьезно снижается. Согласно спутниковым снимкам, за первые 18 лет XXI века их площадь в мире упала на четверть. (в основном из-за изменений сельскохозяйственных практик в Африке и некоторых других частях третьего мира) В то же время для России ситуация обратная: из-за специфики ее северной тайги, требующей пожаров для своего воспроизводства, по мере активно идущего расширения таежных лесов сила и частота пожаров в них растут.
В теории в далеком будущем ситуация изменится: согласно палеоботаническим данным, при серьезном потеплении лиственницы северной тайги вытесняются широколиственными деревьями (дубами и прочими), что блокирует частые лесные пожары. Но на практике для колонизации широколиственными деревьями Сибири потребуются века, а до тех пор периодические пожары неизбежно будут серьезной проблемой для здоровья местных жителей.
https://naked-science.ru/article/medicine/pozhary-ubivayut-20-tysyach
|