Коронавирус перекинулся на людей не один, а два раза
Генетический анализ показал, что SARS-CoV-2, скорее всего, проник в человеческую популяцию не один раз. А в другом исследовании ученые рассчитали, что схожие с SARS-CoV-2 коронавирусы вообще очень часто попадают в людей — просто обычно это не приводит к беде (но может). Об этом — в обзоре зарубежных СМИ
Когда SARS-CoV-2 только появился, ученые принялись расшифровывать его генетический код. От раза к разу он отличается, потому что вирус изменчив. Все ранние расшифрованные геномы из-за пары мутаций делятся на две ветви: A и B, связанные с разными рынками в Ухане. До сих пор неизвестно, как эти ветви соотносятся. Возможно, одна произошла от другой. Но не исключено, что они появились независимо. В таком случае более правдоподобным выглядит сценарий, при котором SARS-CoV-2 перекинулся с животных на человека дважды, а такое вряд ли могло случиться в лаборатории. Разобраться в этом вопросе попыталась международная группа исследователей. Об их работе пишет Nature.
Ветви A и B неизменно отличаются всего двумя "буквами" в генетическом коде SARS-CoV-2. Ученые взяли в базах более 1,7 тыс. геномов коронавируса, полученных до 28 февраля 2020 года, и нашли среди них несколько десятков таких, которые содержат одну из двух мутаций, но не другую, поэтому могли бы быть промежуточными звеньями между A и B.
Присмотревшись внимательнее, ученые заметили, что другие мутации в предполагаемых промежуточных вариантах относят их либо к одной ветви, либо к другой. Следовательно, эти варианты не промежуточные. Авторы работы предполагают, что расшифровки "промежуточных" геномов содержат ошибки в тех двух местах, что отличают две ветви. Такое действительно случается: из-за испорченного образца, из которого выделили вирус, из-за компьютерной программы, обрабатывающей данные. Но даже если ошибок нет, другие участки геномов, а также места, откуда получены образцы, все равно позволяют отнести "промежуточные" геномы либо к ветви A, либо к ветви B.
Авторы работы почти не сомневаются, что промежуточных звеньев среди проверенных геномов нет, а значит, A и B — отдельные линии, одна не произошла от другой. Их статья не рецензировалась, а один опрошенный Nature ученый сказал, что выводы можно было бы проверить, проанализировав сырые данные, а не только то, что есть в базах в интернете.
Если же выводы верны, то, скорее всего, предок SARS-CoV-2 попал в Ухань с животными, принадлежащими одному или нескольким видам, и перекинулся на людей как минимум в двух местах: линии A и B выявили на разных рынках, а животные, которые заражаются SARS-CoV-2, там продавались. Представить, что кто-то инфицировался в лаборатории и передал вирус другим, а потом это повторилось еще раз, намного труднее. Дальше авторы работы собираются провести компьютерные симуляции и посмотреть, как сценарий с несколькими межвидовыми переходами согласуется с многообразием геномов коронавируса.
Коронавирусы часто перепрыгивают на людей, но мы этого не замечаем
Вероятно, мы сильно недооцениваем частоту межвидовых переходов SARS-подобных вирусов. За последние 20 лет такие вирусы распространялись по миру дважды: в 2003 году был SARS-CoV, вызывающий тяжелый острый респираторный синдром, а в 2019-м — SARS-CoV-2, возбудитель COVID-19 (между ними еще был MERS-CoV, но вспышки остались локальными). В новой работе ученые рассчитали, что ежегодно разными SARS-подобными вирусами заражаются сотни тысяч человек. К счастью, почти никогда это не приводит к настоящей беде. Об исследовании пишет Science.
Ученые наложили на карту ареалы обитания 23 видов летучих мышей, про которые известно, что они переносят SARS-подобные вирусы. Затем на карте отметили места проживания людей. Вышло, что почти 500 млн человек живут там, где могут случиться межвидовые переходы. Речь о севере Индии, Непале, Мьянме и большей части Юго-Восточной Азии. Выше всего риск на юге Китая, во Вьетнаме, Камбодже, на Яве и других индонезийских островах.
По мнению авторов, где-то там и появится следующий вирус, который вызывает что-то вроде тяжелого острого респираторного синдрома или COVID-19. Они считают, что в особо опасных местах можно наладить мониторинг, чтобы заметить вспышку как можно раньше и объяснить жителям, как себя вести, чтобы снизить риск возникновения вспышки. Наконец, на их карте можно выбрать места для поисков животного — хозяина предка SARS-CoV-2.
Также ученые обработали результаты маленьких исследований, в ходе которых до пандемии у людей из Юго-Восточной Азии находили антитела к SARS-подобным вирусам. Эти данные сопоставили с тем, как часто происходят контакты с летучими мышами. С учетом того, как долго антитела остаются в крови, ученые рассчитали, что ежегодно в среднем может возникать 400 тыс. инфекций (и это только напрямую от летучих мышей, а еще возможна передача от промежуточного хозяина).
Эксперты, которые не участвовали в исследовании, замечают, что до пандемии анализы на антитела проводили не так уж часто, а модель авторов работы дала большой доверительный интервал (иными словами, расчеты получились грубыми). Одни не верят, что незамеченных инфекций так много. Другие говорят, что такое возможно, если организм быстро справляется, а вирус не передается от человека человеку. К тому же в глухой деревне вирус может и не уйти далеко. Как бы то ни было, переходы патогенов от животных человеку явно бывают чаще, чем казалось раньше.