Чтобы пандемия остановилась, необязательно ждать, пока переболеют все. По идее, она пойдет на спад и в итоге закончится, когда из-за перенесенной инфекции или благодаря вакцине будет недостаточно много людей, уязвимых перед вирусом, то есть появится коллективный иммунитет. Quanta Magazine пишет, сколько это — недостаточно много.
Доля защищенных людей, которая обеспечивает коллективный иммунитет, для каждой болезни своя и зависит от заразности: чем легче передается патоген, тем больше нужно таких людей. Приблизительно эта доля рассчитывается по формуле 1−1/R0, где R0 — это сколько человек в среднем заражает каждый больной, если этому не мешать и заразиться может любой.
Как полагают многие ученые, для нового коронавируса R0 составляет примерно 2,5, это значение для примера берет автор статьи. Выходит, что коллективный иммунитет появится, если переболеют или будут вакцинированы 60% людей. Правда, пандемия не закончится мгновенно, поэтому после этого порога будут новые заражения.
Но 2,5 — это среднее значение, а в разных местах R0 отличается. К примеру, в городе передать вирус проще, чем в деревне, поэтому для коллективного иммунитета нужна разная доля невосприимчивых людей. Еще вероятность заразить и заразиться зависит от поведения (кто-то не рискует) и особенностей организма.
В целом эти отличия понижают порог коллективного иммунитета. Один эксперт оценил его в 40–50%, другой — в 50%, но это просто догадки, ведь разнородность трудно оценить. В недавнем исследовании, где исходили из того, что отличия не слишком велики, дана похожая оценка — 43%. В другой научной статье нижний предел рассчитан еще оптимистичнее — 20%. Впрочем, настолько низкое значение кажется сомнительным хотя бы потому, что у других респираторных вирусов, например гриппа, оно выше.
Как бы то ни было, не похоже, что хоть где-то коллективный иммунитет уже возник, а нужно, чтобы он появился везде. Скорее всего, добиться этого удастся только с помощью вакцины, а до тех пор следует соблюдать ограничения, тестировать больных и искать тех, кто с ними контактировал.
Недооцененный иммунитет
Об иммунитете к SARS-CoV-2 судят по антителам в крови, которые организм вырабатывает вскоре после начала инфекции. Неясно, надежно ли антитела защищают от повторного заражения и какой их уровень достаточен, тем не менее считается, что какую-то защиту они дают. Но у иммунной системы есть и другие средства — похоже, тесты на антитела выявляют только половину людей, у которых есть некоторый иммунитет к коронавирусу. Об этом пишет Би-би-си.
Ученые из Швеции проверили 200 человек из доноров крови и тех, кто переболел COVID-19 одними из первых. У них искали не только антитела, но и Т-лимфоциты, уничтожающие инфицированные клетки. Оказалось, что людей с антителами вдвое меньше, чем тех, у кого есть Т-лимфоциты. Правда, неясно, насколько надежно защищают эти клетки. Возможно, они уберегут от болезни, но человек останется заразным.
Двукратная разница может быть обусловлена тем, что концентрация антител довольно быстро падает (подробнее об этом — в прошлом обзоре СМИ). Еще одна загадка — от чего зависит уровень антител и Т-клеток. В шведском исследовании и то и другое было пропорционально тяжести болезни, но ученые из Великобритании заметили, что у пациентов в тяжелом состоянии мало Т-лимфоцитов. Наконец, тестирование на Т-лимфоциты требует кропотливой работы и занимает несколько дней, поэтому вряд ли будет массовым.
Показатель R0, видимо, отличается в разных местностях, но это не значит, что жители одного города распространяют вирус равномерно. Верно обратное: по некоторым оценкам, 10% инфицированных обеспечивают 80% новых случаев, а большинство вообще никого не заражают. Почему так выходит, рассказывает The New York Times.
Пандемия COVID-19 напоминает растопку: кидаешь спички, кидаешь, а огонь не разгорается, пока пламя все-таки не вспыхивает. Проверив сточные воды, ученые выяснили, что в Милане и Турине коронавирус появился не позже чем в середине декабря, но больницы стали наполняться только спустя два месяца. А в Техасе 30 мая один мужчина заразил на вечеринке 17 родственников.
Если девять из десяти человек не заразили никого, а оставшийся передал вирус двум десяткам, то показатель R все равно будет равен двум. Большие отклонения от среднего лучше всего объясняют, почему в одних местах возникают мощные вспышки, а другие остаются почти нетронутыми (возможно, до поры до времени).
В апреле ученые из Лондонской школы гигиены и тропической медицины рассчитали, что 10% больных дают 80% заражений, а на прошлой неделе команда из американского Университета Эмори заявила, что 2% инфицированных обеспечивают 20% новых случаев.
Возможно, одни люди намного заразнее других, но важнее, по-видимому, то, что у некоторых, например у водителей автобусов и работников домов престарелых, значительно больше возможностей заразить и заразиться. Кроме того, часто передача вируса происходит в узкий промежуток времени, который начинается спустя несколько дней после инфицирования еще до появления симптомов болезни. Похоже, в это время особенно важно держаться подальше от людей.
Имеет значение и место. Японские исследователи проанализировали данные и выявили очаги инфекции в больницах, домах престарелых, детских садах, ресторанах, барах, в рабочих помещениях, концертных залах и караоке. Где люди толпятся, громко разговаривают, а воздух не проветривается, там опаснее. В каком-то роде это хорошая новость. Если большинство заражений случается в похожих ситуациях, то можно не закрывать всех на карантин, а придумать более тонкую стратегию, чтобы предотвращать так называемое суперраспространение.
https://nauka.tass.ru/nauka/8878229
|