Люди завоевали мир не без помощи климатических изменений. Новое исследование напоминает, что наш вид в конечном счёте развивается прежде всего в ответ на окружающую среду.
Человек разумный появился в Африке около 200 тыс. лет назад, но осмелился выйти за пределы родного континента лишь примерно через 130 тысячелетий. После этого мы быстро заселили Европу и Азию, а затем — и Австралию с Америкой.
Почему древние люди так долго сидели в Африке? Что заставило их сняться с места? И почему дальнейшая колонизация протекала в высоком скоростном режиме? Предложен целый ряд ответов, и все они согласны с тем, что без помощи климата, который нас обогревал, и растений, которые нас кормили, мы ни за что не распространились бы по всей планете.
Генетик Андреа Маника из Кембриджского университета (Великобритания) и его коллеги взглянули на компьютерные модели изменений температуры и осадков за последние 120 тыс. лет. На основе полученных данных исследователи рассчитали вариации растительного покрова в различных регионах и построили собственную модель связи между степенью доступности пищи в том или ином месте и численностью человеческих групп и их миграции.
Результат в точности совпал с картиной человеческой экспансии на всех континентах, составленной на основании археологических находок. Выходит, именно климат и наличие пропитания следует считать ключевыми факторами расселения.
Кроме того, модель показала, что климат периодически воздвигал непреодолимые препятствия на пути людей.
Первым и самым важным барьером стала непроходимая пустыня Аравийского полуострова: именно она удерживала людей в африканской ловушке на протяжении десятков тысяч лет. Лишь около 70 тыс. лет назад там стало выпадать больше дождей, и прибрежные районы стали плодородными.
Аравия не единственные врата для выхода из Африки, но модель указывает именно на этот путь как самый вероятный.
Затем человек разумный некоторое время собирался на территории современного Ирака, откуда отправился на завоевание остальной планеты. Одна группа ушла на восток и добралась до Индонезии. Там она столкнулась со вторым препятствием — высоким уровнем моря: острова разделялись широкими участками открытой воды (исследователи исходят из того, что пионеры могли преодолеть не более 100 км моря), и Австралия оставалась недоступной. Люди смогли продолжить путь лишь после того, как уровень моря упал. Это случалось дважды — 60 и 15 тыс. лет назад, во время ледниковых периодов. Согласно модели, человек разумный достиг Юго-Восточной Азии лишь 45−50 тыс. лет назад, опоздав к первому из этих эпизодов.
Что касается северо-восточного направления, то, по данным расчётов, люди достигли Сибири 30 тыс. лет назад, где их встретил огромный ледниковый покров, помешавший проникнуть в Северную Америку (третий барьер). 15 тыс. лет назад он сократился и открыл путь, после чего Америка была быстро заселена.
Четвёртым и последним препятствием стали льды Европы и северо-западной Азии: в тёплые периоды люди расселялись на север, доходя до Скандинавии, а в холодные снова отступали.
Параллельно учёные смоделировали генетическую историю человечества — какой она могла быть, если бы обладала чувствительностью к климату. И снова конечный результат получился очень близким к современной генетической картине.
Единственное крупное несоответствие связано с приходом человека в Европу. Модель говорит о том, что это должно было произойти 55 тыс. лет назад, тогда как в действительности самые ранние следы человека разумного в Европе (юг Италии) на 10 тыс. лет моложе. Вероятно, сыграл роль неандертальский фактор.
Стоит отметить, что в последнее время были выдвинуты ещё две гипотезы, придающие большое значение климатическим изменениям в эволюции человека, но в ином ключе. Обе говорят о том, что в трудные времена человечество разбивалось на небольшие изолированные группы, пребывая в так называемых рефугиумах, где каждая из них какое-то время развивалась независимо ото всех остальных. Это приводило к очень широкому генетическому разнообразию внутри нашего вида. Когда наступали более благоприятные времена, группы встречались, и племена с наиболее удачными генетическими вариациями уничтожали или ассимилировали «слабаков», в числе которых, кстати, оказывались и иные представители рода Homo — денисовцы, неандертальцы и др.
http://science.compulenta.ru/708582/
|