Когда говорят о весенних обострениях, это часто звучит как что-то из области народных примет. Но некоторые психические расстройства в самом деле проявляются то чаще, то реже в зависимости от времени года. Почему так происходит, толком не ясно, но, судя по всему, есть один ключевой фактор.
Сезонные закономерности лучше всего исследованы в расстройствах настроения. Самое известное так и называется — сезонное аффективное расстройство (САР). САР — разновидность депрессии. При САР люди могут большую часть времени чувствовать себя подавленными, разбитыми или взвинченными, у них пропадает интерес к любимым занятиям, нарушается сон, аппетит, концентрация внимания, донимают мысли о смерти.
Как правило, симптомы появляются поздней осенью или в начале зимы, а проходят весной или летом (но некоторым в это время как раз и становится хуже). Те, у кого расстройство возникает зимой, чаще подолгу спят и помногу едят, а у кого летом — наоборот, мучаются бессонницей и не чувствуют голода. Впрочем, у всех симптомы сочетаются по-своему.
Под САР обычно имеют в виду сезонную форму большого депрессивного расстройства, но иногда сюда включают и разновидность биполярного расстройства. Биполярным оно называется потому, что наряду с эпизодами депрессии у людей с этим расстройством бывает ее противоположность — мания. В зависимости от симптомов и их тяжести биполярное расстройство подразделяется на типы. Эпизоды мании чаще бывают весной и летом.
Вероятно, точнее было бы говорить не о САР, а о целой группе в чем-то, но не полностью схожих расстройств. По одной оценке, то, что называют САР, встречается у 0,5–3% человек в общей популяции, у 10–20% людей с большим депрессивным расстройством и 25% — с биполярным. Правда, САР может быть распространено шире, ведь, диагностируя аффективное расстройство, врачи не всегда разбираются, есть ли в симптомах сезонные закономерности. Кроме того, заболеваемость заметно различается по странам.
В нескольких исследованиях также были выявлены сезонные пики для шизофрении: предположительно, медицинская помощь из-за психотических эпизодов чаще требуется весной и летом. Но в других работах обнаружены всплески зимой, кто-то выявил их только для первичных или, наоборот, повторных обращений к врачу, а кому-то вообще не удалось найти закономерность. Так что вопрос о влиянии сезонов на течение шизофрении остается открытым.
Люди, чье психическое состояние меняется в зависимости от сезона, относятся к группе риска по самоубийствам и суицидальному поведению. В свою очередь самоубийства и попытки покончить с собой чаще случаются весной и летом. Среди тех, кто на это пошел, непропорционально много людей с расстройствами настроения. Эти и другие расстройства стоило бы сопоставить друг с другом, но пока этого не сделано.
Какой фактор считается ключевым в возникновении сезонных расстройств?
Вместе с временами года меняется многое из того, что влияет на человека: какая температура воздуха за окном, сколько ультрафиолетовых лучей попадает на кожу (одно из последствий — количество вырабатываемого витамина D), какие аллергены и возбудители болезней есть рядом, что происходит в жизни (учеба, праздники и т.п.). Но, предположительно, сильнее всего на психическом здоровье сказывается продолжительность светового дня или скорость, с которой она то сокращается, то увеличивается.
Некоторые ученые думают, что дело в эволюционной истории нашего вида. Первые люди жили в районе экватора, где солнце весь год светит примерно полсуток, а спустя десятки тысяч лет расселились ближе к полюсам и были вынуждены привыкать к тому, что летом день длинный, а зимой — короткий.
Возможно, варианты генов, которые помогли людям адаптироваться, одновременно как-то связаны с предрасположенностью к психическим нарушениям. Этим можно было объяснить, почему биполярное расстройство — в существенной мере наследуемое — широко распространено, несмотря на очевидные проблемы, которые из-за него возникают, или почему часть вариантов генов, доставшихся от неандертальцев — предшественников людей в Евразии, — повышают риск возникновения депрессии.
Но может быть и так, что приобретенных нами адаптаций попросту недостаточно. Во всяком случае, чем выше широта (и, соответственно, чем существеннее меняется продолжительность светового дня в течение года), тем чаще встречаются некоторые психические расстройства.
Есть и еще одно объяснение — люди плохо адаптированы к условиям, которые сами себе создали. Наши далекие предки проводили время либо под лучами солнца, либо у сравнительно тусклого костра. Лампы, которые избавили от необходимости следовать природным циклам, появились каких-то двести-триста лет назад. Теперь можно целый день сидеть дома и ложиться спать, когда заблагорассудится.
Но, возможно, за удобство приходится платить. В 2013 году ученые из США нашли подтверждение этой догадки. Они опросили 1,3 тыс. амишей в штате Пенсильвания, которые не пользуются современными технологиями, в том числе электрическими лампами. Оказалось, что САР у амишей встречается реже, чем у других европеоидов в этой местности. Сами авторы исследования признают, что торопиться с обобщениями не стоит. Тем не менее результаты получились любопытные.
Что в организме меняется в течение года?
На смену сезонов реагируют разные системы организма. Так, в нервной ткани меняются концентрации молекул-нейротрансмиттеров, участвующих в передаче сигналов между клетками. Наиболее тщательно исследованы серотонин и дофамин — вещества, которые, как считается, играют роль в аффективных и прочих расстройствах. Правда, к чему приводят их сезонные колебания, по-прежнему неясно.
Исследований того, как в зависимости от времени года меняются структура и активность мозга, выполнено намного меньше. Проделать их значительно сложнее: если о биохимических показателях можно судить даже по анализу крови или мочи, то за устройством и работой мозга следят с помощью магнитно-резонансных томографов и другого дорогостоящего оборудования.
Тем не менее ученым удалось выявить области и сети, которые чувствительны к продолжительности светового дня и, предположительно, связаны с эмоциями и умственными способностями. Если у людей с расстройствами и без них там есть различия, то в последующих исследованиях могут проясниться патологические механизмы. Впрочем, это всего лишь предположение.
Также сезонные изменения обнаружены и в надперекрестном ядре — области мозга, которая контролирует суточные ритмы организма (колебания температуры тела, выработку "гормона сна" мелатонина и проч.), реагируя на свет. Поскольку этим ритмам подчиняется много процессов в организме, не исключено, что надперекрестное ядро играет важную роль в возникновении психиатрических симптомов.
На смену сезонов реагирует и иммунная система. Исследование 2015 года показало, что зимой меняется клеточный состав крови, а белков, провоцирующих воспаление, становится больше. В белых кровяных тельцах и жировой ткани выявили целых 4 тыс. кодирующих белки цепочек мРНК, которых производится то больше, то меньше в зависимости от времени года. Интересно, что на лето в Северном полушарии приходится зима в Южном — и показатели, которые проверяли ученые, колебались в зависимости от расположения стран участников исследования.
Когда-то считалось, что мозг фактически изолирован от иммунной системы, но это было заблуждение. Все больше данных говорит о том, что иммунная система способна повлиять на структуру и работу мозга, а у людей с разными психическими расстройствами находят признаки воспаления в нервной ткани. Возможно, сезонные изменения — еще один кусочек в этой головоломке, но это только предстоит выяснить.
Чем отличаются люди, чувствительные к смене сезонов?
Чтобы лучше понять сезонные закономерности в психических расстройствах, нужно учитывать индивидуальные особенности людей. На этот счет есть несколько догадок. Риски возникновения психических расстройств частично зависят от месяца рождения. Предположительно, тут дело тоже в свете: когда его мало, "внутренние часы", которым подчиняются суточные ритмы организма, могут настроиться неточно, что дает о себе знать всю оставшуюся жизнь. Вдобавок многие люди уезжают из родных мест и живут там, где продолжительность светового дня меняется непривычно.
Чувствительность суточных ритмов к свету у разных людей может отличаться в десятки раз. Когда она повышенная, это фактор риска по САР (и биполярному расстройству). Кроме того, есть основания считать, что у людей с САР чувствительность к свету непостоянна в течение года.
Видимо, на психическое здоровье влияет и хронотип: есть данные, что у людей, которые просыпаются раньше, реже бывают психические проблемы, а "совы" вдобавок чаще отмечают у себя изменение душевного состояния со сменой сезона. Эти закономерности также можно связать с продолжительностью светового дня.
Пол и возраст тоже играют роль: женщины и молодые ощущают сезонные изменения в среднем острее, чем мужчины и пожилые, а САР у них бывает чаще. Возможно, возраст в данном случае имеет значение потому, что у подростков выше чувствительность к коротковолновым лучам. Также, судя по всему, "сезонные обострения" зависят и от генотипа: у тех, кто чувствует себя иначе со сменой времени года, обнаруживают варианты генов, которые связаны с шизофренией и биполярным расстройством.
На сегодня с уверенностью можно сказать, что смена сезонов действительно существенно сказывается на психике некоторых людей. Ученые только подступаются к разгадке скрывающихся за этим механизмов, но ясно, что душевное здоровье зависит как от внешних факторов, так и от особенностей организма. Если получится установить взаимосвязи, то в будущем появятся более совершенные методы диагностики и лечения, а может, и ответы на фундаментальные вопросы о природе человека.
https://nauka.tass.ru/nauka/17541215
|