Глобальное потепление помимо массы негативных моментов имеет и положительные стороны. В частности, изменения климата впервые позволили провести большой танкер через Северный морской путь из Европы в Японию.
Большой российский танкер "Река Обь" со сжиженным природным газом уже пересек северные воды и вышел в Тихий океан. Танкер покинул Норвегию 7 ноября и прибудет в Японию в начале декабря – на 20 дней раньше, чем по обычному маршруту через Суэцкий канал. По расчетам специалистов греческой компании Dynagas, арктический маршрут позволяет экономить около 40% топлива, что является ощутимой выгодой.
Ранее Северный морской путь использовался лишь для снабжения отдаленных регионов России. Однако глобальное потепление привело к тому, что в определенное время года море становится чистым ото льда и позволяет проходить любым судам. Правда, пока навигацию обеспечивают ледоколы, как и в случае с танкером "Река Обь", но с каждым годом ледовый покров в Арктике становится все меньше. Лед отступает от берегов России и создает благоприятные условия для судоходства.
Надо отметить, что пока навигация по Северному морскому пути не идеально безопасная. Конечно, там нет пиратов, но есть намерзающий за зиму лед, которые летом тает. Он менее плотный и опасный, чем лед постоянный (паковый), но все равно требует присутствия ледокола и не допускает проводки танкеров с более опасными для экологии веществами, такими как нефть. Тем не менее, из-за сложных ледовых условий всего несколько лет назад навигация от Новой Земли до Берингова пролива в середине ноября была практически неосуществимой.
Ученые, в частности из Норвежского Полярного института, пока еще затрудняются оценить перспективы развития Северного морского пути. Для этого нужно построить больше танкеров ледового класса и немного подождать, пока море очистится ото льда еще больше. Но спрос на сжиженный газ в Азии растет, а сокращение маршрута доставки наполовину, а иногда и вдвое, сулит арктическому морскому пути большие перспективы.
http://rnd.cnews.ru/natur_science/news/line/index_science.shtml?2012/11/30/511415
|