Что SARS-CoV-2 делает с клеточной "сигнализацией", стоит ли из-за COVID-19 беспокоиться владельцам домашних животных, чего хотят страны с низкими доходами от западных доноров. Об этом — в еженедельном обзоре зарубежных СМИ.
В клетках организма есть что-то вроде сигнализации. После заражения они испускают особые молекулы — интерфероны, чтобы предупредить соседние клетки, и те переходят в оборонительный режим. Иногда этого достаточно, чтобы подавить инфекцию. Вирусы пытаются заглушить этот сигнал или найти бреши в обороне. В случае с SARS-CoV-2 кое-какие данные показывают, что у него это получается чуть лучше, чем раньше. Об этом пишет The Atlantic.
Интерфероны — универсальное средство. В отличие от антител, которые в основном распознают определенные участки конкретного вируса, клетки производят эти молекулы независимо от того, что их заразило. Принятый сигнал тревоги вызывает изменения в клеточной оболочке и запускает производство защитных белков.
Чтобы уберечься, вирусы идут разными путями. Одни пытаются остаться незамеченными внутри клетки, другие ломают клеточную машинерию так, чтобы сигнал тревоги не был подан, третьим и вовсе не страшна защита в клетках, переведенных в оборонительный режим.
Сбой на раннем этапе может нарушить последующий иммунный ответ. Исследования показывают, что у людей со слабым или медленным интерфероновым сигналом COVID-19 намного чаще протекает в тяжелой форме. Та же закономерность заметна у тех, у кого собственные антитела нападают и разрушают интерфероны.
Коронавирусы способны преодолеть интерфероновую защиту. Один из самых успешных — MERS-CoV, возбудитель ближневосточного респираторного синдрома: он практически полностью подавляет выработку интерферонов. SARS-CoV-2 ему намного в этом уступает и, по мнению одного опрошенного эксперта, вряд ли с ним сравнится в обозримом будущем.
Правда, эксперименты с клетками, подвергнутыми воздействию интерферонов, показали, что варианты "дельта" и "омикрон" проникают внутрь легче, чем некоторые их предшественники. Возможно, в том числе благодаря этому "дельта" и "омикрон" получили преимущество и распространились по планете. Разница невелика, но ученые не исключают, что в ходе эволюции эта способность SARS-CoV-2 усилится. Тогда эффективность лекарств и вакцин может снизиться.
Впрочем, коронавирус вряд ли будет совершенствоваться бесконечно. Во-первых, усиление одной способности может ослабить какую-то другую. Во-вторых, в организме человека много разных интерферонов, и маловероятно, что получится заглушить их все.
Ученые проверяют лекарства на основе интерферонов. Пока по-настоящему обнадеживающих результатов они не получили, но, по мнению участника одной из исследовательских групп, это дело времени.
COVID-19 и домашние животные
SARS-CoV-2 способен инфицировать как людей, так и животных, включая наиболее распространенных домашних питомцев: кошек и собак. Эпидемиолог Хассан Валли из австралийского Университета Дикина в колонке для The Conversation объясняет, представляют ли они для нас угрозу, а мы — для них.
Что кошки и собаки заражаются коронавирусом, подтверждено тестами. Это известно давно. Также Валли упоминает недавнее предположение, согласно которому кошки и собаки менее подвержены инфицированию "омикроном" BA.1. Впрочем, эта разновидность коронавируса уже вытеснена другими.
Теоретически SARS-CoV-2 может передаваться и от людей животным, и в обратном направлении. Но сейчас считается, что почти всегда осуществляется первый сценарий. Этому находят разные объяснения. Наиболее правдоподобное — у животных намного ниже вирусная нагрузка, а заразны они совсем недолго.
Вероятно, животные заражаются чаще, чем кажется. Взять у них мазок из носоглотки не так-то просто. В исследовании, опубликованном в июне, ученые пошли другим путем. Они проверили на антитела к коронавирусу кровь примерно сотни питомцев. Следы перенесенной инфекции обнаружились у 52% кошек и 41% собак.
У животных могут быть те же симптомы COVID-19, что и у людей, но, судя по всему, обычно они не появляются или быстро проходят. В принципе, кошка или собака могут заболеть тяжело, но это редкость.
Имеющиеся данные указывают на то, что мы представляем для животных большую опасность, чем они для нас. Больным лучше ограничить контакты со своими питомцами. Если же они все-таки заразятся, то почти наверняка вскоре поправятся. В случае чего стоит обратиться к ветеринару.
Чем помощь доноров с Запада не устраивает бедные страны?
В богатых странах пандемию восприняли как угрозу, которая возникает раз в столетие и требует беспрецедентных действий. Но в странах с низкими доходами COVID-19 выглядит иначе — как еще одна инфекционная болезнь среди многих других, причем не везде она самая смертоносная. Западные организации, направляя туда помощь, часто хотят, чтобы в этих странах бросили основные силы на COVID-19. Однако местные эксперты все чаще утверждают, что это не лучший подход, и сожалеют, что лекарства от распространенных у них, но редких на Западе болезней не разрабатывают так же быстро, как препараты против коронавирусной инфекции. Об этом пишет Politico.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в 2020 году из-за COVID-19 умерло 1,8 млн человек. Хотя истинное число наверняка больше, оно сопоставимо с количеством жертв СПИДа и малярии (в сумме 1,2 млн) и туберкулеза (1,5 млн). Вакцины от COVID-19 создали за считаные месяцы, а более совершенные прививки от туберкулеза не появлялись давным-давно. А поскольку все внимание приковано к коронавирусу, есть риск, что в борьбе с возбудителями других инфекций будут потеряны даже те достижения, что уже есть.
Впрочем, западные доноры говорят, что направляемые средства идут в дополнение к тому, что предоставлялось до пандемии. Часть программ помощи специально создают, чтобы справиться с последствиями пандемии COVID-19, а некоторые программы против COVID-19, финансируемые из бюджета США, расширили и на борьбу с другими болезнями.
Критики указывают, что было бы эффективнее не расширять новые программы, а развертывать их на базе уже существующих. Проблемы вроде доставки медикаментов в глушь возникли не впервые, и решения, которые придумывали раньше, можно было использовать или приспособить во время пандемии. Часто бывает так, что одна организация разрабатывает план, не зная, что другая уже сделала почти то же самое.
В июне Всемирный банк учредил фонд для предотвращения, подготовки и борьбы с пандемиями. ВОЗ с теми же целями обсуждает новый договор между странами-членами. Эксперты в странах с низкими доходами надеются, что их услышат и что новые программы будут устроены не так, как существующие.
https://nauka.tass.ru/nauka/15405425
|