Количество льда в Антарктиде стремительно падает, причем падение происходит с рекордно высокого уровня до рекордно низкого уровня. И этот факт ставит ученых в тупик. Как показывают спутники NASA, площадь дрейфующего льда южного континента неуклонно увеличивалась с 1979 года, достигнув рекордного уровня в 2014 году. Но три года спустя среднегодовая площадь морского льда в Антарктике достигла своей самой низкой отметки, уничтожив три с половиной десятилетия приращения.
Дрейфующий лед – это любой морской лед, который не прикрепляется к береговой линии или другим неподвижным объектам (мелководья, заземленные айсберги). Дрейфующий лед несут ветры и морские течения, отсюда и его название. Когда дрейфующий лед объединяется в одну большую массу, он называется паковым льдом. Ветер и течения могут накапливать этот лед, образуя гребни высотой до нескольких метров. Они представляют собой проблему для ледоколов и морских сооружений, работающих в холодных океанах и морях.
«В последние годы с дрейфующими льдами творилось какое-то безумие», – говорит Марк Серрез, директор Национального центра данных по снегу и льду. Серрез и другие сторонние эксперты говорят, что не понимают – является ли этот процесс естественным всплеском, который уйдет, или более долгосрочным глобальным явлением, скорее всего потеплением, которое наконец настигнет Южный полюс. «Тот факт, что настолько грандиозные перемены смогли произойти за столь короткое время, следует рассматривать как свидетельство того, что Земля обладает потенциалом для еще более значительных и быстрых изменений», – сообщает в электронном письме Валид Абдалати, сотрудник Университета Колорадо.
В полярных регионах уровни льда традиционно растут зимой и уменьшаются летом. В 2014 году в Антарктиде морской плавающий лед в среднем был распространен на площади 4,9 миллиона квадратных миль (12,8 миллиона квадратных километров). Но к 2017 году этот уровень стал рекордно низким – 4,1 миллиона квадратных миль (10,7 миллиона квадратных километров). Таким образом разница только за три года охватывает площадь, превышающую размер Мексики. По словам Клэр Паркинсон, климатолога NASA, потеря такой колоссальной площади всего за три года – явление невероятное и очень быстрое, беспрецедентное, превосходящее всё, что когда-либо видели ученые.
После стремительного падения к 2017-му, площадь морского льда в Антарктиды несколько увеличилась в 2018 году, но всё равно сохранялась рекордно низкой с 1979 года. И сейчас, несмотря на то, что в это время года в Антарктиде объем дрейфующего льда растет – уровни в мае и июне 2019-го наблюдаются самыми низкими за всю историю наблюдений, превосходя рекорды зимы 2017-го года. К счастью, таяние льда на поверхности океана не меняет уровень моря. Тем не менее, наблюдаемое явление представляет собой совершенно другую проблему: трещит по швам вся современная наука о климате.
Арктика – это плавающая ледяная шапка в океане, окруженном континентами, поэтому, когда лёд тает на Северном полюсе всё более или менее объяснимо. Но Антарктида – это уже материк, то есть земля, со всех сторон окруженная океаном. Поэтому, как объясняет климатолог из NASA Клэр Паркинсон, дрейфующий лёд в Антарктиде всегда распространяется намного больше, чем в Арктике – ему есть откуда расти.
И пока дрейфующий морской лед в Антарктике неуклонно рос, ученые рассуждали об изменениях в характере ветров и давления, изменениях в циркуляции океана. В том числе рассматривалась теория глобального изменения климата, теория Эль-Ниньо, для которого на Южном полюсе ученые придумали “родственников”. Но теперь, как говорит Паркинсон, все эти объяснения рассыпаются, как карточный домик и что происходит – это загадка даже для климатологов NASA.
http://thebigtheone.com/?p=2496
|