По инициативе комитета по вопросам законности и защиты прав граждан
завтра, 3 апреля, в зале заседаний Центра управления в кризисных
ситуациях ГУ МЧС России по Красноярскому краю (пр. Мира, 68) состоится
выездное заседание комитета, посвященное вопросам сейсмической
обстановки на территории края.
Речь будет идти об обеспечении приемлемого уровня сейсмической
безопасности, повышении устойчивости жилых домов и объектов
жизнеобеспечения, а также минимизации потерь от землетрясений в регионах
с высокими уровнями сейсмических рисков. По результатам экспертной
оценки уровня сейсмической опасности и сейсмического риска на
территориях субъектов Российской Федерации Красноярский край включен в
перечень территорий федеральной целевой программы «Повышение
устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в
сейсмических районах Российской Федерации на 2009—2014 годы»,
утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от
23.04.2009 №365.
Наиболее сейсмически активными являются центральные и южные районы
края. За последние 150 лет на их территории произошло более 40
землетрясений интенсивностью свыше 4 баллов. Ежегодно на территории края
и ближайших сейсмически опасных для него районах происходит до 200
сейсмических событий силой 1—3 балла. За последние 10 лет населением
края землетрясения интенсивностью 3—4 балла ощущались практически каждый
год. Территория Красноярского края отнесена к наиболее сейсмоопасным
регионам России с расчетной сейсмической интенсивностью 6—7 баллов в
центральных районах и интенсивностью 8—10 баллов в южных районах.
На территории Красноярского края 27 муниципальных образований. 61 из
них находится в зоне с сейсмичностью 6 и более баллов. На территории
этих муниципальных образований проживает более 80% от численности
населения края, здесь расположено большинство крупных инженерных
сооружений, опасных объектов (ГЭС, ТЭЦ, ядерных, химических), зданий и
сооружений жилой инфраструктуры.
В соответствии с Законом края «О краевой целевой программе
«Сейсмобезопасность Красноярского края на 2001—2005 годы» на территории
нашего региона создана сеть сейсмических станций и организована система
мониторинга сейсмической опасности. По состоянию на 2010 год комплексных
исследований по оценке сейсмической опасности, детальному сейсмическому
районированию и сейсмическому микрорайонированию территории
муниципальных образований края не проводилось. Исключением можно назвать
город Красноярск. В 2008 году выполнено предварительное районирование
краевого центра по сейсмическим рискам, в результате которого выявлена
неоднородность распределения сейсмической опасности его территории. За
счет неблагоприятных грунтовых условий 35% площади города
характеризуется повышением вероятной сотрясаемости на 1—1,5 балла по
сравнению с нормативной.
В настоящее время органы исполнительной власти края, исходя из своих
возможностей, осуществляют комплекс мер по повышению достоверности и
точности прогноза сейсмических событий, соблюдению требований
сейсмостойкого строительства и реализации неотложных мероприятий по
обеспечению сейсмической безопасности. Однако выполненная работа не
позволяет решить проблему сейсмобезопасности в целом и комплексно на
всей территории края в короткие сроки. По экспертным оценкам, до 70%
зданий и сооружений, расположенных в крае, испытывают дефицит
сейсмостойкости и могут представлять опасность при сейсмических
явлениях. Усугубляет сложившуюся ситуацию и то, что муниципальные
образования края имеют недостаточный уровень финансовой обеспеченности, а
также обеспеченности ресурсами, находящимися в их распоряжении, для
самостоятельного решения данной проблемы.
Требуемый уровень сейсмической безопасности не может быть обеспечен
только в рамках основной деятельности органов исполнительной власти
края, органов местного самоуправления муниципальных образований и
собственников различных зданий и сооружений, иных объектов недвижимого
имущества. Характер проблемы требует наличия стратегии и применения
организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и
концентрации ресурсов субъектов экономики и органов государственной
власти. Минимизация потерь, понесенных вследствие землетрясений,
повышение безопасности населения посредством усиления недостаточно
сейсмостойких конструкций и создание необходимых условий бесперебойного
функционирования систем жизнеобеспечения требуют разработки единой
системы мер и ее адаптации к конкретным условиям сейсмически опасных
районов края, скоординированных действий, максимальная результативность
которых может быть обеспечена только с использованием
программно-целевого метода решения проблемы.
В рамках программно-целевого метода предусматривается
последовательное выполнение конкретных задач: от оценки сейсмической
опасности селитебных (пригодных для застройки) территорий края до
обеспечения сейсмостойкости эксплуатируемых зданий и сооружений как
главного фактора, приводящего к людским и материальным потерям при
сильных землетрясениях. Отказ от использования программно-целевых
методов негативно скажется на общем уровне обеспечения безопасности
населения, не позволит существенно сократить ущерб от землетрясений, а
также обеспечить максимально высокий уровень защищенности жилых домов,
основных объектов и систем жизнеобеспечения в Красноярском крае.
Об этом и о многом другом будут завтра говорить депутаты,
специалисты, ученые, представители общественности на выездном заседании
комитета по вопросам законности и защиты прав граждан Законодательного
Собрания края. http://www.sobranie.info/newsinfo.php?UID=37863
|