Ученые из России, Китая и США обнаружили, что клиническая депрессия увеличивает вероятность развития сахарного диабета второго типа на 24 процента, а малая депрессия — на 48 процентов.
К таким выводам они пришли, проанализировав методами генетического корреляционного анализа и менделевской рандомизации данные, полученные путем полногеномного поиска ассоциаций генетических полиморфизмов для этих трех заболеваний. Результаты исследования опубликованы в журнале Progress in Neuro-Psychopharmacology and Biological Psychiatry.
Пациенты с сахарным диабетом чаще страдают от депрессии, чем другие люди. Врачи считают эти два распространенных хронических заболевания коморбидными, то есть связанными общими патогенетическими механизмами. При этом прогноз при сочетании диабета с депрессией хуже, чем для каждой из болезней по отдельности. В поисках связи между психическими расстройствами и метаболическими заболеваниями в 2020 году ученые обнаружили общие генетические причины для ожирения и депрессии, а годом позже нашли зависимость между шизофренией и сердечно-сосудистыми заболеваниями. По данным исследования 2021 года, от 5 до 22 процентов пациентов с расстройствами психики страдают от сахарного диабета второго типа. А в 2024 году ученые продемонстрировали, что сахарный диабет и депрессия являются потенциальными факторами риска друг для друга. Анализ данных методом менделевской рандомизации показал, что клиническая депрессия может быть причинно-следственным фактором развития сахарного диабета второго типа.
Группа ученых из России, Китая и США под руководством Фу Цюань Чжана (Fuquan Zhang) из Нанкинского медицинского университета подтвердила этот вывод и показала, что не только клиническая, но и малая (субклиническая) депрессия повышает вероятность заболевания сахарным диабетом второго типа. Исследователи использовали общедоступные результаты полногеномного поиска ассоциаций для сахарного диабета второго типа (80154 случая заболевания и 853816 участников из контрольной группы) и депрессивного расстройства в форме клинической депрессии (246363 случая заболевания и 561190 случаев контроля) или малой депрессии (357957 участников).
Пользуясь методами корреляционного анализа, ученые обнаружили слабые, но значимые генетические корреляции между сахарным диабетом и клинической депрессией (rg = 0,14 ± 0,02), а также синдромом дефицита внимания и гиперактивности (rg = 0,19 ± 0,02). Предполагая, что в развитии диабета и депрессии могут участвовать одни и те же гены, ученые проанализировали степень полигенного перекрытия для обоих заболеваний. Оказалось, что большая часть генетических вариантов, связанных с диабетом, пересекается с вариантами, повышающими риск развития клинической депрессии (59,7 процента) и малой депрессии (59,3 процента). Направление эффекта для большинства генов, одновременно увеличивающих риски и диабета, и клинической депрессии, совпало на 80 процентов.
Используя метод менделевской рандомизации, исследователи подсчитали, что клиническая депрессия увеличивает вероятность развития диабета на 24 процента, а при малой депрессии одно стандартное отклонение по шкале депрессии ассоциируется с повышением риска диабета на 48 процентов. В то же время обратной зависимости обнаружить не удалось: генетическая предрасположенность к сахарному диабету не связана с повышенным риском заболевания клинической (отношение рисков 1,00) или малой депрессией (отношение рисков 1,01).
Ученые нашли шесть локусов с 15 генами, кодирующими белки, которые способствуют развитию и депрессии, и диабета второго типа в рамках их плейотропных эффектов, в том числе гены NEGR1, TCF4, связанные сразу с несколькими расстройствами психики. По результатам анализа колокализации исследователи определили три участка хромосом, общих для клинической депрессии и диабета второго типа, на которых расположены гены-медиаторы — SCYL1, DENND1A и MAD1L1. Ученые также выявили семь приоритетных генов (TNKS2, CCDC92, FADS1, ERI1, THUMPD3, NUCKS1 и PM20D1), задействованных в развитии клинической депрессии и сахарного диабета.
В ходе изучения сигнальных путей, активируемых при депрессии и диабете, ученые обнаружили, что в развитии обоих заболеваний участвуют шестнадцать генов, а угнетают протекающие при этом процессы только семь генов. Причем большинство общих для депрессии и диабета значимых молекул задействованы в сигнальных путях, связанных с выработкой цитокинов и иммунитетом, с развитием нейровоспаления, поражающего микроглию, а не в процессах формирования резистентности к инсулину и нарушения толерантности к глюкозе, как можно было бы ожидать.
Исследователи пришли к выводу, что клиническая и малая депрессия могут увеличивать риск заболевания сахарным диабетом второго типа, и это происходит на фоне воспалительных процессов в центральной нервной системе, связанных с депрессией. По словам ученых, общие локусы и генетические корреляции между депрессией и диабетом указывают на единые для этих заболеваний патофизиологические процессы, что следует учитывать при подборе терапии для пациентов, страдающих от обеих болезней.
https://nplus1.ru/news/2025/01/31/depression-sd2-gwas-mr
|