Вирусы – кусочки свободного генетического кода – способны, оказывается, не только портить нам жизнь и угрожать цивилизации. Почти 100% всех существующих вирусов незаметно трудятся вместе с нами и внутри нас на протяжении всей эволюции. О том, как человечество уживается с самыми непредсказуемыми и многочисленными хищниками.
Вирусы, как говорят ученые, это не столько живые существа, сколько свободные куски генетического кода, паразитические молекулярные автоматы: для реализации и размножения им всегда необходимо проникнуть внутрь клетки, встроиться в ее механизмы. Видовое многообразие вирусов огромно. Подсчитать точное их количество в организме среднестатистического здорового человека ученые пока не могут, но примерные оценки говорят о 400 триллионах вирусных частиц на один организм.
Это примерно в десять раз больше, чем число бактерий, населяющих нас. Но если вес бактерий в нашем теле – около двух килограммов, то вирусных частиц, по мнению ученых, не более нескольких десятых долей миллиграмма.
Все бактерии, живущие в человеке, наука достаточно четко идентифицирует, но с вирусами все сложно. По словам эксперта, даже примерный видовой состав охватить проблематично – регулярно находятся новые и новые формы. Причем изучением непатогенных вирусов до недавних пор ученые почти не занимались.
"Хотя количество вирусов огромно, действительно опасна для человека лишь небольшая их часть. Статистически она вообще стремится к нулю. Поскольку неопасные вирусы мы просто не замечаем, нам кажется что мир вирусов — это какой-то мир смерти и разложения", – отметил Коровин. Вирусы – главные хищники в мире микробов, так что без них человечеству пришлось бы непросто, уверены ученые. Бактериофаги, то есть вирусы бактерий, это главный регулятор численности микроорганизмов во всех экосистемах планеты, в том числе и в нашем организме.
"Если бы вирусы вдруг исчезли, некоторые популяции бактерий и других микробов разрослись бы взрывным образом, полностью подавив другие. Для океана это стало бы критической проблемой, поскольку более 90% живой массы в нем составляют бактерии. И именно они производят около половины всего кислорода на планете – понятно, почему постоянство их численности важно", – рассказал эксперт.
По его словам, вирусы-бактериофаги способны помочь также при возникновении у микробов устойчивости к антибиотикам, а инфицирование человека определенными безвредными вирусами помогает отпугнуть некоторые опасные патогены. Так, распространенный человеческий непатогенный вирус GB типа C связывают с замедлением развития СПИДа у ВИЧ-инфицированных. Также ученые обнаружили, что люди с вирусом GB типа C имеют больше шансов выжить, если заражены вирусом Эбола. Сходный механизм обнаружен и у животных: зараженные герпесом мыши менее подвержены ряду бактериальных инфекций, в том числе бубонной чуме и листериозу.
Вся история нашего вида пронизана активностью вирусов, и у большинства из них было достаточно времени, чтобы перекроить наш геном, считают ученые. Генетический код бактерий как отдельных микроорганизмов можно выделить, но гены вирусов – просто часть нашего генома, объяснил эксперт. Устойчивая совокупность вирусов, характерная для организма человека, называется "виром". Некоторые из "наших" вирусов встроены в клетки напрямую, другие же сохраняют автономность, постоянно стимулируя иммунную систему. Как отмечают ученые, эта естественная генетическая модификация происходит постоянно на протяжении всей эволюции.
Некоторые вирусы успели приспособиться к работе в совершенно несхожих организмах. Такие "родственники" среди вирусов, заражающие разные виды, называются дивергентными. Использование именно этого феномена лежит в основе вакцинации: не приспособленные к человеку вирусы опасных болезней слабо действуют на иммунную систему, позволяя ей "познакомиться" с патогеном, выработав антитела.
"Бурный рост населения Земли – с 2 миллиардов в 1927 году до 7,8 в 2021 году – и растущая скорость передвижения людей по планете создают небывалые условия для развития человеческих вирусов. В будущем, очевидно, будет нарастать как разнообразие вирусов, так и наше знание о том, как использовать их себе на благо", – отметил Матвей Коровин. Количество вирусов на нашей планете таково, что, по словам ученых, на каждую звезду во вселенной придется около 100 миллионов вирусных частиц. Поэтому прогнозирование будущих эпидемий и своевременный мониторинг новых вирусов – крайне нетривиальная научная задача.
https://ria.ru/20210419/sibgmu-1728558702.html
|