В ОП прошли слушания, посвященные мерам по противодействию ВИЧ инфекции в России и роли отечественных НКО в оказании услуг населению в этой сфере.
Особое внимание участники слушаний уделили профилактике социально-значимых заболеваний, включая полное устранение передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку и работу с уязвимыми группами. Также были высказаны предложения в Концепцию противодействия ВИЧ-инфекции в России на 2012-2015 годы.
Открыл слушания руководитель Федерального научно-методического Центра по профилактике и борьбе со СПИДом Вадим Покровский, который изложил информацию о ситуации с распространением ВИЧ-инфекции в нашей стране. По словам Покровского, в последнее время принято считать, что борьба со СПИДом в России идет успешно, распространение инфекции остановлено и даже снижается, однако в реальности число заболевших увеличивается — на конец года цифра составляет 650 тысяч, также растет число умерших, а ежегодный прирост заболевших составляет более 10%.
При этом эксперт отметил такую закономерность: «Число обследованных снижается, при этом растет число выявленных больных». Как позитивный факт Покровский отметил почти 100-процентное обследование беременных и 100-процентную проверку донорской крови.
Тем не менее, согласно методикам подсчета, используемым UNAIDS, Россия входит в первую десятку стран по числу инфицированных. Эксперт также привел цифры — сколько тратит на противодействие распространению ВИЧ США и сколько Россия. Оказалось, что на весь комплекс мер американцы выделяют 28 миллиардов долларов, Россия — 27 миллиардов, но рублей.
Анализируя профилактические меры, принимаемые государством, Покровский выразил недоумение тому, что официальная пропаганда Минздрава не считает важной мерой предупреждения инфицирования использование презерватива. Среди пробелов в работе по противодействию ВИЧ эксперт назвал и слабую охваченность специальными программами особо уязвимых групп населения. По его данным программа обмена шприцев в США позволила снизить заболеваемость в группах риска на 80%, «в России считается, что такие действия, наоборот, способствуют распространению болезни», — отметил Покровский. Главной проблемой он назвал отсутствие в России какой бы то ни было стратегии борьбы с распространением ВИЧ.
Опровергая его слова, на трибуну поднялся главный специалист по проблемам диагностики и лечения ВИЧ-инфекции Минздравсоцразвития РФ, руководитель Московского городского центра профилактики и борьбы со СПИДом Алексей Мазус. Он сразу объявил о том, что в тех областях, где работал Глобальный фонд по борьбе со СПИДом, зафиксирована так называемая «вторая волна» роста заболеваемости в отличие от тех мест, где данного фонда не было. Он также напомнил собравшимся, что UNAIDS с подачи Покровского прогнозировали в России более миллиона заболевших к 2005 году и 10 миллионов — к 2010-му.
«А у нас всех выявленных меньше, чем только умерших от СПИДа в США», — констатировал чиновник. Он также привел в качестве отрицательного примера реализацию международных программ борьбы со СПИДом в Украине, где, по его словам, в телеэфире идет прямая реклама метадона. Раскритиковал Мазус и адвокацию — кампанию общественных организаций, нацеленную на противодействие распространению ВИЧ, которая финансируется из-за рубежа.
«Наши программы и методы борьбы со СПИДом лучше, чем предлагают международные организации», — объявил Александр Мазус. По его мнению, вместо раздачи презервативов и шприцев, лучше озаботиться повышением морального уровня отечественной молодежи.
Ведущий заседание заместитель председателя комиссии по социальной политике Борис Альтшулер заметил, что в России охват специальным обследованиями групп риска — один из самых низких, и в этом направлении именно работа НКО могла бы быть исключительно полезной государственным ведомствам. В ответ Алексей Мазус назвал существующие данные лукавством, вызванным ошибками медсестер, которые «ставят при обследовании не те коды».
Представитель UNAIDS Марина Семенченко представила участникам слушаний презентацию о стратегии UNAIDS по противодействию распространения СПИДа. Она отметила, что не стоит на месте наука, удается сдерживать рост заболеваемости, снижать смертность, работать по профилактике заболеваемости, именно поэтому меняются системы расчетов и в том числе — прогнозирования.
«То, что в 2005 году в России не было миллиона заболевших, в том числе заслуга тех программ по борьбе со СПИДом, которые велись нами и нашими партнерами», — пояснила она. Семенченко рассказала о научно-обоснованных подходах в системе профилактики заболевания, комплексном охвате населения из групп риска, обозначила цели к 2015 году.
О конкретной работе рассказала Елена Романяк, представляющая общественную организацию «ЭСВЕРО». «Шприц — это то, за чем наркозависимый приходит к нам в первый раз, — заявила она. — Но мы не только даем ему шприц, мы рассказываем ему о возможных рисках, существующих способах обследования и лечения, мы даем ему специальные информационные материалы, разработанные именно для этих групп людей. Он уходит уже совсем с другими установками», — считает эксперт.
По ее данным, из 58% направленных до обследования доходит только 33%, с остальными нужно продолжать работать, а для этого необходимо, чтобы они снова пришли в организацию. При этом работа идет не только с самим наркозависимым, но и с его половым партнером, сообщила Романяк. По ее словам, особая нагрузка ложится на те НКО, которые работают в регионах.
Борис Альтшулер вновь обратил внимание собравшихся на то, что работа общественников не сводится к раздаче шприцов и что в настоящее время взят курс на лечение, а не наказание наркозависимых. Он также вновь заявил о важнейшей роли НКО в работе с самыми сложными и уязвимыми группами заболевших. «Владимир Путин говорил о том, что права государственных и негосударственных учреждений, оказывающих социальные услуги, в том числе права на доступ к бюджетному финансированию должны быть равными не на уровне деклараций, а на деле», — напомнил Альтшулер.
Татьяна Евлампиева из Фонда «Фокус-медиа» тоже говорила о профилактике и высказала соображение о необходимости комплексного подхода: «И шприцы, и мораль, и презервативы, и сопротивление рискованному поведению — все это нужно и важно, как показывают опросы населения», — пояснила она.
Галина Карманова из «Центра социального развития и информации» заявила, что все НКО открыты и готовы к сотрудничеству с государственными структурами, но вот государственные организации не всегда относятся к общественникам с доверием, не видят высокопрофессионального уровня сотрудников НКО, «хотя у нас работают и кандидаты, и доктора наук», заявила Карманова.
Лариса Юркова из пермского Фонда «Зеркало» рассказала о крайне позитивном опыте ее организации: в Перми более 20 НКО объединились, чтобы взаимодействовать с госструктурами и работать в сфере доступа к трудным группам — нести информацию, развеивать мифы, оказывать психологическую поддержку.
«Наш опыт не сможет заменить ни одна госструктура, — поддержал коллегу Сергей Дугин из Фонда „Гуманитарное содействие" Санкт-Петербурга. — Но на одном энтузиазме, без господдержки, мы тоже далеко не уедем».
О том, что борьба с ВИЧ вдруг превратилась в противостояние на совсем другую тему, упомянула и Лариса Дементьева из Роспотребнадзора: «Почему мы встали по разные стороны баррикад? Шли же вместе, в 90-х вместе начинали то множество программ, которое помогло снизить угрозу. Сейчас много реальных дел, проблем, идет феминизация эпидемии, больные не хотят надолго оставаться в стационарах, требуется психологическая поддержка... Нужно работать, а не делиться на белых и черных».
Светлана Просвирина, рассказавшая об адвокации доступа к лечению и предложившая целый ряд конкретных мер в Концепцию противодействия ВИЧ, подняла проблему перебоев в поставках препаратов АРВ-терапии. «Нет никаких перебоев», — опровергла ее депутат Мосгордумы Людмила Стебенкова. «Значит, и меня нет», — парировала Просвирина, сообщив, что лично сталкивается с отсутствием жизненно необходимых ей препаратов.
Просвирину поддержал Илья Лапин из тверской организации «Пациентский контроль»: «Мы ежегодно выходим на улицы, к Минздраву. Чтобы привлечь внимание к этой проблеме, мы уже исчерпали все способы достучаться...». Он также считает крайне важной проблему ценовой доступности данных препаратов.
После этого участники слушаний перешли к теме профилактики передачи ВИЧ от зараженной матери к ребенку. Завотделением клинических исследований и научно-методической информации Республиканской клинической инфекционной больницы (Усть Ижора) Лариса Афонина говорила о необходимости снижения рисков путем интенсивной терапии женщины весь период беременности. Главной проблемой здесь также остаются перебои в поставках препаратов, резко снижающие эффективность всего курса. Кроме того, по словам Афониной, акушеры-гинекологи вовсе не в восторге от появления ВИЧ-инфицированных беременных в женских консультациях и не поощряют их к регулярным визитам.
Роман Йорик из организации «Врачи детям» (Санкт-Петербург) обратил внимание еще на одну проблему: при отсутствии регистрации по месту жительства женщины вообще не идут ни на обследование, ни на учет по беременности. Особенно это касается жен трудовых мигрантов, которым грозит депортация сразу по выявлению болезни.
О том, как можно совершенствовать профилактику передачи ВИЧ от матери ребенку, рассказывала заместитель генерального директора Института здоровья семьи Анна Карпушкина. В ходе дискуссии поднимались вопросы обеспечения новорожденных заменителями грудного молока, чтобы исключить риск заражения данным путем. Участники слушаний считают, что и стоимость заменителя и его доступность для детей из группы риска требуют серьезного пересмотра государственными структурами.
Председатель Комиссии по социальной политике Елена Тополева была категорична: «Ситуация реально сложная, есть масса проблем, нам всем нужно максимально мобилизоваться и более эффективно работать, а вместо этого у нас идет какая-то война между Минздравом и НКО, кто-то кого-то обвиняет в попытке навредить... Предлагаю все же исходить из позиции презумпции невиновности и находить хотя бы отдельные небольшие зоны, в которых у сторон есть согласие, и там начинать что-то вместе делать, иначе — это тупик. В советское время был прекрасный опыт взаимодействия госорганов и общественников в противостоянии СПИДу, нужно вспомнить и восстановить все хорошее, что было. Нужно учитывать прекрасный региональный опыт такого партнерства государства и НКО, — в Перми, Санкт-Петербурге, Твери, где идет профилактика, работа с уязвимыми группами. Этот опыт надо распространять на всю страну».
Тополева обратила внимание на важную целевую группу — беременных женщин и молодых матерей, с которыми есть возможность плодотворно работать, и НКО успешно справляются с этой задачей. Тем не менее, она также считает, что «нельзя зарубежный опыт просто так накладывать на нашу реальность, не учитывая культуру, традиции». По мнению Тополевой, вполне возможно сочетать те и другие модели профилактики: прививать семейные ценности, воспитывать мораль, но и не исключать разъяснений на тему безопасного секса.
Что же касается зарубежных грантов, на которые наши НКО осуществляют зарубежные же программы профилактики ВИЧ, Тополева предложила государству самому выделять гранты НКО, «в которых трудятся высокопрофессиональные специалисты». Она также говорила о необходимости создать в Общественной палате межкомиссионную группу, в которой могли бы объединиться и представители некоммерческого сектора, и профильных государственных структур.
О необходимости убрать противостояние говорил и Николай Дайхес, председатель Комиссии по контролю за реформой и модернизацией системы здравоохранения и демографии. Он вновь напомнил собравшимся слова Владимира Путина о сотрудничестве НКО с государством в социальной сфере и отметил, что вопрос реабилитации — один из слабых звеньев в отечественном здравоохранении. «Нужен координационный совет НКО для облегчения диалога с государством и ликвидации существующих противоречий и столкновений, а также выработки и продолжения работы над Концепцией противодействия ВИЧ в России», — считает Дайхес. Он также заявил, что в ситуации с обеспечением больных лекарствами необходимо разобраться: «Если их нет, то это уже вопрос к правоохранительным органам», — заявил общественник.
Борис Альтшулер, который занимался данным направлением работы еще в предыдущем составе Общественной палаты, сообщил, что по итогам заседания было принято решение о формировании межкомиссионной экспертной группы на базе трех комиссий ОП РФ: по контролю за реформой и модернизацией системы здравоохранения и демографии, по здоровью нации, развитию спорта и туризма, по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан. По его словам в группу войдут представители НКО, занимающихся проблемой противодействия ВИЧ-инфекции в России, а также она открыта для представителей государственных структур.
По окончании слушаний член ОП Максим Мищенко сообщил, что 27 марта на заседании комиссии Общественной палаты РФ по контролю за реформой и модернизацией системы здравоохранения и демографии уже был рассмотрен вопрос о создании рабочей группы по профилактике ВИЧ-инфекции в РФ. На роль руководителя предложена кандидатура первого заместителя председателя Комиссии Максима Мищенко. В состав рабочей группы пожелали войти: член ОП Евгений Брюн, главный внештатный специалист Минздравсоцразвития России по проблемам лечения и диагностики ВИЧ-инфекции Алексей Мазус, заместитель директора Департамента охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия человека Галина Чистякова, депутат Московской городской думы Людмила Стебенкова. Согласно Регламенту ОП окончательное решение о рабочей группе может в ближайшие дни принять Совет ОП.
Также по итогам слушаний в представленный участникам проект Рекомендаций будут внесены замечания и предложения, а затем он будет разослан для согласования
http://oprf.ru/press/news/2012/newsitem/17200
|