Изменение климата — далеко не самая главная тема политических дебатов международного и местного уровня. Однако риск того, что глобальное потепление превысит 4 °C и наши хорошо прожаренные потомки не придут навестить могилы предков, никуда не делся. Декарбонизация мировой экономики остаётся серьёзной проблемой.
Доклад Post Carbon Pathways, опубликованый Мельбурнским университетом (Австралия), говорит о том, что ключевые характеристики постуглеродной экономики не очень хорошо понимаются политиками и обществом. Нужны быстрая замена ископаемого топлива возобновляемыми источниками энергии, быстрое снижение потребления энергии, повышение энергоэффективности всего и вся, а также сокращение уровня углерода в атмосфере путём его выкачивания и изоляции.
Каким же образом можно было бы отказаться от нефти, газа и угля достаточно быстро и в нужном масштабе? Составители документа задали экспертам следующий вопрос: «Представьте себе, что сейчас 2030 год и проблема решена. Есть надежда, что катастрофических последствий изменения климата удалось избежать. Как мы это сделали?»
Вот несколько ответов.
Дженни Клэд, бывший исполнительный директор «Климатического проекта» Альберта Гора (США), делает ставку на образование: «Постепенно, с каждым годом, повышался уровень осведомлённости населения и политиков, проводилась работа с предприятиями. В результате скептики и те, кто предлагал ничего не делать и вкладывать больше денег в добычу нефти и угля, откатывались всё дальше и дальше на обочину».
Амори Ловинс, генеральный директор Института Скалистых гор (США), полагается на здравый смысл: «Оглядываясь назад, мы удивляемся, почему было столько шума. Мы привыкли думать, что катастрофическое изменение климата — большая проблема, потому что предполагали, что её придётся решать трудными переговорами между национальными правительствами. Предполагалось — совершенно неверно, — что решение будет дорогостоящим и болезненным, а не привлекательным и выгодным, хотя сейчас кажется очевидным, что намного дешевле беречь топливо, чем покупать его, не говоря уже о его сжигании. Со временем экономическая логика постепенно преодолела догму, и всем стало ясно, что экономия энергии намного выгоднее, и проблема была решена благодаря индивидуальному выбору каждого из нас, а также корпоративным и социальным нововведениям».
Координатор проекта Climate Reality Кевин Кёртис сводит всё к смелому политическому руководству: «Появились новые лидеры, которые решили воспользоваться преимуществами момента и сказали: "Нет, мы не можем позволить, чтобы климат изменился коренным образом. Мы просто не сможем позволить себе того, что принесут с собой эти изменения". Потребители возжелали новых товаров, компании захотели продать им эти товары, а ещё были СМИ. Из разных слоёв общества восстали истинные лидеры, которые отвергли статус-кво, скептицизм, причитания о том, что уже слишком поздно. Это было стихийное, разрозненное движение, которое стало результатом информирования всех нас о происходящем».
Член Римского клуба и председатель организации Safe Climate Australia Йен Данлоп слегка пессимистичен: «Людей разбудило страшное стихийное бедствие. Общество наконец-то осознало, что происходит, и стало задавать вопросы. Оказалось, что за 30 предыдущих лет не было сделано ничего. Деловые и политические круги почувствовали наше мощное давление, и вот тогда стали приниматься реальные меры. Старые лидеры ушли, и появились новые — способные взяться за дело».
Джон Шелльнубер, директор Потсдамского института изучения климатических изменений и советник канцлера Германии Ангелы Меркель, объединил в своём ответе все предыдущие: «Увы, катастрофа действительно произошла, и она изменила многое — примерно так же, как за несколько лет до этого ураган "Катрина" многое изменил в Америке. Вторым важным фактором стала политическая воля. Меркель хватило смелости признать (уже хватило смелости признать. — Прим. ред.), что она ошиблась с экспериментом по широкому распространению атомной энергетики, и это способствовало переходу на возобновляемые источники энергии. Подобные руководители появились также в Китае, США, Австралии. Третье — социальные нововведения. Люди стали говорить: "Мы хотим, чтобы энергоснабжение осуществлялось полностью на общественных началах. Мы, граждане, выкупим электростанции. Мы выкупим электросети. Мы справимся"».
А что бы сделали вы? Какую роль в этой истории готовы сыграть вы?
http://compulenta.computerra.ru/zemlya/klimatologiya/10007490/
|