В двух странах, расположенных на противоположных краях Африки, продолжаются вспышки болезни, вызванной вирусом Марбург. В среднем от нее умирает примерно половина заразившихся. Центры по контролю и профилактике заболеваний США, а также правительства ОАЭ и Саудовской Аравии рекомендовали отложить поездки в Танзанию и Экваториальную Гвинею, если в них нет необходимости, и соблюдать меры предосторожности тем, кто в них находится.
Что собой представляет вирус Марбург?
Вирус Марбург (Marburg Marburgvirus, MARV) относится к филовирусам. Их так называют потому, что частицы под микроскопом напоминают длинные изогнутые нити (латинское слово filum означает "нить"). Самый известный представитель этого семейства — вирус Эбола.
У MARV есть несколько вариантов, отличающихся генетически и, вероятно, тяжестью вызываемой болезни. Для вирусов это обычное дело: что-то подобное происходит с SARS-CoV-2, у которого появились "альфа", "дельта", "омикрон" и другие варианты. Также у MARV есть близкий родственник — вирус Равн (RAVV).
Откуда он взялся?
Основным природным резервуаром MARV считается египетская летучая собака — животное из семейства крыланов размером с человеческую кисть, питающееся фруктами и живущее большими колониями в пещерах. У летучих собак инфекция протекает бессимптомно. Тем не менее они способны заражать друг друга и выделять вирус со слюной, мочой и другими жидкостями организма.
Но впервые MARV обнаружили не у летучих собак, а у африканских зеленых мартышек из Уганды. В 1967 году сотрудники лабораторий во Франкфурте, Марбурге и Белграде, работая с тканями мартышек, заболели и заразили ухаживавших за ними медиков. Вскоре удалось выделить новый вирус. Свое название он получил из-за местоположения одной из лабораторий.
Также не исключено, что MARV способен инфицировать домашних свиней: в экспериментах их удалось заразить разными эболавирусами и получить из их выделений вирусные частицы. MARV похож на эболавирусы достаточно, чтобы эти результаты вызывали опасения.
Как передается вирус?
Инфицированные MARV становятся заразными, только когда у них появляются симптомы. Передача вируса происходит с жидкостями организма и при контакте с грязным бельем и медицинскими изделиями — обычно заражаются те, кто ухаживал за больными или хоронил их тела. Также вирус способен месяцами оставаться в тканях выздоровевших, поэтому возможна передача MARV половым путем от мужчины (но не от женщины).
Как протекает болезнь?
Инкубационный период болезни, вызванной вирусом Марбург (БВВМ), обычно составляет пять-десять дней. После этого у заразившихся резко подскакивает температура, сильно болят голова и мышцы, они чувствуют себя совершенно обессиленными. Еще через два-пять дней появляются боль в животе, тошнота, рвота, диарея и другие симптомы со стороны желудочно-кишечного тракта.
На пятый-седьмой день больным становится совсем плохо, начинаются кровотечения, выпадает сыпь. Затем поражается нервная система — заразившиеся теряют ориентацию, ведут себя возбужденно и агрессивно, у них начинаются припадки, и они могут впасть в кому.
В зависимости от варианта вируса и ухода, который получают больные, умирают от 24 до 88% инфицированных. Обычно смерть наступает через восемь-девять суток после конца инкубационного периода от обезвоживания, внутренних кровотечений, отказа органов и шока. Выжившим требуется много времени, чтобы оправиться. БВВМ часто дает осложнения на суставы, сердце, глаза, печень, яички. Также у переболевших могут ухудшиться умственные способности.
Есть ли лекарства и вакцины?
Одобренных средств для профилактики и лечения БВВМ пока нет. Больным назначают поддерживающую и симптоматическую терапию. Ученые пытаются найти лекарства от БВВМ. В 2017 году команда американских исследователей испытала на морских свинках препарат на основе человеческого моноклонального антитела. Результаты получились многообещающие: выжили все животные, даже если лекарство вводили через пять дней после заражения.
Также есть надежда, что от БВВМ частично защищают одобренные в 2020 году Европейским агентством лекарственных средств (EMA) вакцины Zabdeno и Mvabea против болезни, вызываемой вирусом Эбола. Правда, их эффективность против БВВМ не проверяли в клинических исследованиях.
Пять вакцин против MARV оказались эффективными в экспериментах с приматами, две из них прошли первую (из трех) стадию клинических исследований. Одна — комбинированный препарат против нескольких родственных вирусов, разработанный Janssen; иммунный ответ на MARV был сравнительно слабым. Другая создана в Национальном институте аллергии и инфекционных заболеваний (НИАИЗ) США; иммунный ответ развился у большинства участников. Впрочем, судить о реальной эффективности этих вакцин рано.
В феврале 2023 года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) созвала встречу, где эксперты обсудили все пять перспективных препаратов и планы по ускорению клинических исследований. У Института Сейбина, который сотрудничает с НИАИЗ, есть 600 доз вакцины, а до конца года там могут произвести 8 тыс. доз. По словам одной из разработчиц, Нэнси Салливан, 600 доз достаточно, чтобы начать кольцевую вакцинацию людей из групп риска. Janssen готова предоставить 3,5 тыс. доз, но в компании предупредили, что нужно торопиться, иначе вакцины могут испортиться.
Но, как сообщила 3 апреля The New York Times, у ВОЗ все еще нет детального плана, где были бы рассмотрены логистические, бюрократические и другие вопросы. Если вспышки закончатся раньше, чем начнутся клинические исследования, то оценить эффективность вакцин не получится.
Чем грозят вспышки в Танзании и Экваториальной Гвинее?
Не считая несчастных случаев в европейских лабораториях, вспышки БВВМ происходили только в Африке, но ни в Танзании, ни в Экваториальной Гвинее подтвержденных заражений людей раньше не было. В Танзании распространение вируса, видимо, удалось остановить: по сведениям The New York Times, к 3 апреля на карантине осталось всего два человека, а новые случаи не выявляли уже две недели. Из восьмерых заболевших умерли пятеро.
Как обстоит дело в Экваториальной Гвинее, понять труднее. Вспышка началась там еще в январе (в Танзании — в марте). Девять человек умерли с подтвержденным диагнозом, еще у 20 было подозрение на БВВМ, но их не удалось проверить. Так как не все заразившиеся контактировали друг с другом, а случаи зарегистрированы на большой территории, в ВОЗ опасаются, что вирус передается незаметно.
Также настораживает, что танзанийские деревни, где произошла вспышка, расположены неподалеку от трех границ (с Угандой, Руандой и Бурунди), а в тех краях вирус раньше находили у египетских летучих собак, которые перемещаются с места на место. Заболевшие в Экваториальной Гвинее также находились недалеко от границ: с Камеруном и Габоном. Передвижения между этими странами плохо контролируются, поэтому MARV может попасть и туда.
Когда стало известно о заболевших в Экваториальной Гвинее, Роспотребнадзор дал указания усилить санитарно-карантинный контроль на границах России и предложил иметь в виду БВВМ при планировании зарубежных поездок. В 2022 году вспышка БВВМ произошла в Гане, а в 2021-м — в Гвинее. Прежде их выявляли реже. Возможно, дело в том, что из-за пандемии COVID-19 в Африке улучшился мониторинг инфекционных заболеваний: люди умирали и раньше — просто им не ставили правильный диагноз. Но также не исключено, что из-за изменения климата и разрушения экосистем у вируса появляется все больше возможностей заразить человека.
https://nauka.tass.ru/nauka/15254979
|